Понятия контроля и оценки

Страница 7

Однако если это и справедливо, то лишь как некоторая тенденция. Переход внешнего во внутреннее, как это подчёркивается многими психологами, происходит опосредованно - собственная деятельность ребёнка и есть важнейший опосредующий фактор. Уже маленькие дети могут отвечать на одно и то же поведение двумя содержательно противоположными способами - дополнительно и "защитно". В юношестве и зрелости к этому добавляется и возможность сознательного выбора способа самоконтроля - этот способ становится объектом самовоспитания. Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке.

Это не означает, что ученик сам себе выставляет балл, да еще заносит его в журнал или дневник. Для понимания механизма саморегуляции необходимо прежде всего разобраться в терминологии: развести понятия "контроль", "оценка", "отметка", которые в курсах педагогики и школьной практики отождествляются.

Контроль

мы определяем как процедуру получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедуру, обеспечивающую обратную связь. Под оценкой

понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное выражение.

Самооценка,

как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллом.

Основные функции отметки:

1. Контролирующая ( на каком уровне усвоен материал?);

2. Констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет?);

3. Уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал?);

4. Карательная ( все нормально в учебе или пора принять меры?).

Многие исследователи и педагоги-практики выделяют регулирующую функцию отметки.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Доминирующие функции самооценки:

1.) констатирующая - на основе самоконтроля ( что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

2.) мобилизационно - побудительная ( мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

3.) проектировочная ( чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить ).Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

"Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, - пишет Д.Б.Эльконин, - требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих".

Процедура самооценки включает в себя:

* разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

* создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

* обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

·составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Уровни сформированности действий самооценки

Уровень Диагностические признаки

I Отсутствие самооценки Отсутствие потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни извне, не восприятие аргументации оценки, неумение оценить свои возможности. II Неадекватная ретроспективная Самооценка Наличие потребности в получении внешней оценки своих действий. Неумение оценить свои действия, ориентировка не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи. Ориентация на внешнюю оценку. III Адекватная ретроспективная самооценка Умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Критическое отношение к оценке извне, неумение оценить свои возможности перед решением новой задачи. IY Неадекватная прогностическая самооценка. Свободная и аргументированная оценка уже решенных задач. Оценка своих возможностей перед решением новой задачи с точки зрения ее внешних признаков, а не структуры и возможности изменения известных способов действия для решения новой задачи Y Потенциально-адекватная прогностическая самооценка. Оценка с помощью извне своих возможностей в решении новой задачи, анализ и учет возможных изменений известных способов действия с помощью извне. YI Актуально-адекватная прогностическая самооценка. Самостоятельная оценка своих возможностей в решении новой задачи с учетом возможных изменений известных способов действия, осознанием специфики усвоенных способов, их вариаций и границ применения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Развитие устной и письменной речи у детей
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т.е. пониманию письмен ...

Особенности отдельных форм социальных отклонений
Рассмотрим различные формы социальных отклонений: 1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психо ...

Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru