Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе

Комплексная педагогика » Воспитательная система сельской школы » Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе

Страница 2

Качество образования на селе по определению не может и не должно быть хуже городского, если использовать все его возможности.

Расходы на одного ученика малокомплектной сельской школы в среднем по стране в 2,5–3,5 раза превосходят аналогичные затраты в полнокомплектной школе – как городской, так и сельской. А вот результаты . К сожалению, качество образования детей из таких учебных заведений оказывается чрезвычайно низким.

Казалось бы, уровень образования в небольших школах потенциально должен быть выше.

Но исследования показывают, что уровень учебной мотивации учеников сельских школ довольно низкий, познавательные интересы развиты гораздо слабее, соответственно и успеваемость ниже. Может быть, все дело в том, чтобы выбрать способ обучения, подходящий именно для этих детей и этих конкретных социальных обстоятельств? Как нам кажется для работы в сельских школах замечательно подходит метод разновозрастных групп.

В сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже – основной и старшей школы. Но на таких занятиях совместная учебная деятельность детей разного возраста практически отсутствует. Главная же задача действительно разновозрастного обучения в сельской школе – использовать громадный развивающий, воспитательный потенциал совместных действий учеников разного возраста. Во-первых, круг общения в классе, где учатся всего несколько человек-ровесников, сильно сужен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение детей разных возрастов на одном уроке меняет эмоциональный фон занятий. У ребят появляется возможность демонстрировать свои знания большему кругу людей, чем раньше (следовательно, повышается мотивация к учению вообще). Во-вторых, разновозрастное обучение способствует социальному развитию детей. Старшие помогают младшим в организации учебной деятельности, что оказывается особенно важным именно для тех учеников, которые по тем или иным причинам не могут реализовать себя в группе сверстников на обычном уроке.

Два других принципа организации работы в разновозрастном классе – принцип взаимообучения и педагогизации учебной деятельности детей. Ученикам, особенно старшим в группе, не только формально передаются на некоторое время учительские функции контроля, консультирования и даже объяснения нового материала. Главное, что каждый из них действительно побывает в свое время в роли учителя, в реальности столкнувшись со всем необходимым объемом работ, при помощи которых можно добыть знание и поделиться им. И не менее важно, что учитель, сознательно допускающий это, не отстраняется и наблюдает, а оказывает своевременную педагогическую поддержку, становится консультантом консультантов. В связи с таким типом организации занятий увеличивается роль самооценки и взаимооценки работы учеников. Однако это возможно только в том случае, если учебная работа организована действительно грамотно, если учитель тщательно обдумывает содержание и формы совместной деятельности детей, раскрывает перед учениками значимость действий каждого, обеспечивает сменяемость ролевых позиций детей в течение занятия. И действительно уроки, организованные в сельской школе таким образом, позволяют решить хотя бы отчасти перечисленные выше традиционные проблемы развития учеников сельских школ.

Первый эффект, и может быть самый главный, который может возникать в малых школах, – это эффект сообщества. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Этот эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. Поскольку основная задача школы (по крайней мере в ее подростковой части) – научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается прежде всего в кругу друзей, имеющих общие ценности.

Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом.

Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто – основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов.

Небольшое количество учеников в одной параллели, возможность ребят разных возрастов общаться друг с другом, построение школы, отчасти по модели семьи, приводит и к особым межпоколенческим отношениям, которые в большой школе надо специально организовывать, что очень непросто, а в хорошей малой школе возникают почти автоматически.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить ...

Природа как средство эстетического воспитания младших школьников
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный ...

Выбор используемых компьютерных и информационных средств обучения
Одним из основных этапов проектирования ИТО является этап выбора или специальной разработки, в соответствии с решаемой дидактической задачей, компьютерных или других информационных средств обучения. Большое их разнообразие не позволяет в настоящей главе полностью осветить все особенности этого проц ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru