Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий

Комплексная педагогика » Использование наглядности на уроках русского языка » Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий

Страница 5

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.) Такое изображение создаётся в упрощённо - обобщённом виде.

Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность.

Итак, при повторении изученного в начальных классах можно работать, например, со следующими схемами:

“Правописание непроверяемых согласных и гласных в корне слова". Схема показывает, что непроверяемые гласные и согласные в корне слова нужно запоминать и в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ". Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Следующая схема помогает вспомнить нелёгкое для обучающихся орфографическое правило (естественно, в ней ещё не учитываются существительные на - ия, - ий, - ие и разносклоняемые существительные). Она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы Е или И в окончаниях существительных:

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р. п.

И

-

И

Д. п.

Е

-

И

П. п.

Е

Е

И

Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания - Е или - И: склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита. Предлагается для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде орфографического предписания. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку схема даёт теоретические сведения, обнажая логические связи между лингвистическими понятиями: склонение, падеж - буква в окончании.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Слова с пол- и полу

Через дефис

слитно

Пол - л

пол-лимона

Остальные буквы

полчаса, полбанана

Пол - гласная буква

пол-арбуза

Слова с полу

полуостров

Пол - прописная буква

пол-Москвы

Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса по повышению уровня бережного отношения к природе у старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Кон ...

Виды домашних заданий по математике в начальных классах
Существует очень много видов домашних работ. Домашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебн ...

Методика развития компонентов строительной игры старших дошкольников
Основной особенностью конструирования детей старшего дошкольного возраста, является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике. Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отобра ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru