Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

Комплексная педагогика » Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста » Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал:

«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».

Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит:

«Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит.

В век материального лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно

известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.

Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».

Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.

Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских, нравственных отношений.

Как социальный институт семья выполняет определенные функции.

Классификация основных функций семьи по М.С. Мацковскому представлена:

Рис.1.

Основные функции современной семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества.

Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми.

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности в обмен на услугу).

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми.

Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за недолжное поведение в нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи.

Духовное взаимоотношение членов семьи.

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры.

Удовлетворение потребностей и социальная поддержка.

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга.

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей личности в личном счастье и любви.

Сексуальная

Сексуальный контроль.

Удовлетворение сексуальных потребностей.

Страницы: 1 2 3 4


Методы и приемы обучения и воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспиательных задач. Подласый указывает на то, что в современной педагогике "методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладыв ...

Методическое содержание работы с иноязычным текстом
Чтению текста должна предшествовать работа по снятию лексико-грамматических трудностей, которые возникают при чтении оригинальных газетных текстов. Правильному пониманию текста может препятствовать незнание политической обстановки, реалий страны, где произошло событие. Тут также необходимы пояснени ...

Суть понятия «готовность дошкольника к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Элько-нин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, Г.Гетпер, А. К ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru