Психология усвоения орфографии учащимися начальных классов

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Психология усвоения орфографии учащимися начальных классов

Страница 2

Одно из условий, вырабатывающих орфографические навыки по русскому языку у учащихся национальной школы, как показал обучающий эксперимент, является ограничение орфографического материала и обеспечение многократной повторяемости слов и слова форм в специальных упражнениях.

В исследованиях психологов Л.И. Бунович, Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Гранина, Ч.В. Бурьянова, С.Ф. Жуткова и др. был раскрыт и сам механизм формирования орфографического навыка как образование временных связей (ассоциаций). Так, при формировании навыков правописания морфем слова эта цепь ассоциаций имеет в своем составе несколько звеньев: слухо-артикуляционное восприятие слова или предложения - осмысление смыслового и грамматических значений, морфемного состава слова - зрительное представление - реакция письма.

В психологической литературе высказываются разные точки зрения на отношения между навыками и умениями в учебной деятельности учащихся. В понимании многих психологов и методистов, т.е. навыки формируются на базе умений, иначе говоря, умения по мере автоматизации становятся навыками (П.Я.Гальперин, Е.В.Гурьянов, А.В.Запорожец, Н.Д.Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Во-первых, орфографический навык основывается на ряде других навыков и умений, таких, как навык письма букв, умение анализировать слово с фонетической точки зрения, устанавливать его морфемный состав, обнаруживать орфограмму, определять ее тип. Во-вторых, к собственно фонетическим относятся умения обнаруживать орфограммы, определять ее тип, т.е. соотносить ее с определенным правилом; применять правило и писать в соответствии с ним; осуществлять орфографический самоконтроль. Без понимания сущности названных орфографических умений невозможно формирование орфографического навыка.

Опираясь на психологическую природу навыка, следует отметить, что в период формирования он представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения, более сложного действия. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мысли в письменной форме. Основой каждого орфографического навыка является целая система знаний и умений, которая содержит все элементы в строгой взаимосвязи.

Существенное влияние на формирование орфографического навыка оказывает надлежащий уровень развития орфоэпически правильной устной речи учащихся, являющейся основой грамотного письма. Так для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, а также для правильного написания приставок твердого и мягкого разделительных знаков учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений. При этом следует иметь в виду, что овладение знаниями, умениями и навыками происходит в процессе обучения, понимаемом как система управления познавательной деятельностью учащихся. Знания, умения и навыки выступают в качестве цели (результата) этой деятельности. Такое понимание обучения как управляемой деятельности, направленной на определенную цель и связанной с определенными этапами, особенно характерно для работ Н.Ф.Талызиной. В психолого-педагогической литературе встречаются различные взгляды к теории формирования у младших школьников умственных действий. Одной из удачных является эффективная теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная в начале 50-х годов П.Я.Гальпериным и развитая в работах его учеников, среди которых в первую очередь следует отметить доктора психологических наук Н.Ф.Талызину.

Теория формирования умственных действий является составной частью общей теории психической деятельности человека. По этой теории в онтогенетическом развитии человека совершаются процессы интериоризации действий - постепенного преобразования внешних действий во внутренние, умственные. Так, первоначально младшие школьники имеют дело с внешним, материальным действием. «Лишь затем, в результате постепенного преобразования-обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, т.е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающем в уме ребенка». Приведенный процесс происходит через этап выполнения действий в громкой речи к действию «про себя». В соответствии с этим по этапам строится и процесс обучения, который называется поэтапным.

Страницы: 1 2 3 4


Детская одаренность и школьное обучение
Проблемы школьного обучения – предмет специального рассмотрения профессионалов. Традиционный для педагогики подход требует последовательного рассмотрения теоретических основ и конкретных путей решения проблем содержания образования, форм организации образовательного процесса, методов и средств обуч ...

Учитель в школе, его профессиональная пригодность и профессионализм
Учитель и его деятельность – основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания. Именно от квалификации учителя, его профессионализма, активности, энтузиазма зависит то, какими людьми выйдут из школы ученики, насколько целостно и правильно будет сформирована личность каждо ...

Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения: 1) задания, направленные на развитие творческих способностей; 2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия: 1) раннее нача ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru