Методическая система обучения орфографии в III-IV классах

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах

Одной из важнейших задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении на русском языке, языковое развитие в целом.

Известный методист Н.С. Рождественский справедливо считает культуру устной речи и звукобуквенный анализ, и синтез условиями успешности обучения правописанию. Сознательное усвоение орфографии возможно, «если ученик соединяет написание со значением слова и его составных частей и с реальным их звучанием» (Рождественский 1960:68-69).

Анализ преподавания русского языка в начальных классах и наши наблюдения за работой по орфографии свидетельствуют о том, что в процессе обучения учащихся многонациональных и национальных школ русскому правописанию недостаточна последовательность и систематичность в подаче языкового материала, нет обстоятельного руководства и методических установок по вопросам обучения правописанию для учителей начальных классов, не все возможности и резервы используются учителями в целях формирования у школьников навыков грамотного письма.

Наблюдения показывают, что у учащихся III класса недостаточна сформирован навык быстрого подбора родственного слова, мало уделяется внимание разнообразным вариантам тренировочных упражнений, направленных на формирование и развитие орфографической зоркости. В ряде школ отсутствует глубокая индивидуальная работа, на уроках недостаточно используются карточки – инструкции («памятки»), способствующие формированию прочных орфографических навыков, и прежде всего у слабых учащихся. В связи со сказанным особую актуальность приобретает практическое владение орфографической грамотностью.

Важность проблемы обучения орфографии, неразработанность ее применительно к дагестанским многонациональным и национальным школам, отсутствия методических рекомендаций, необходимость комплексной разработки проблемы, интенсификации процесса обучения русской орфографии усиливает актуальность избранного дипломного исследования.

Предметом нашего исследования является определение содержания, методики обучения орфографии в III-IV классах.

Цель исследования – разработать научно обоснованную методическую систему обучения орфографии в III-IV классах, обеспечивающую целенаправленное формирование и совершенствование орфографических навыков и специально разработанную систему упражнений.

Рабочая гипотеза. Эффективность обучения учащихся III-IV классов орфографии, улучшится формирование и совершенствование орфографических навыков по русскому языку у учащихся повысится, если:

а) провести сопоставительно-типологический анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков, выявить различия между звуковыми системами контактирующих языков в учебных целях и выявить потенциально возможную межъязыковую интерференцию в речи учащихся;

б) обучение орфографии проводить на основе специально разработанной системы упражнений;

в) использовать наиболее гибкие методы обучения орфографии с учетом психологических, лингвистических и экстралингвистических факторов.

Достижению намеченной цели потребовало решение следующих задач:

дать характеристику социальных, лингводидактических и лингво-психологических предпосылок обучения орфографии в начальных классах;

выявить степень трудности усвоения орфографии, устойчивость и типичность орфографических ошибок;

разработать научно обоснованную методику обучения русской орфографии в III-IV классах начальной школы;

разработать оптимальную систему упражнений, обеспечивающих поэтапный путь формирования орфографического навыка у учащихся III-IV классов;

изучить лингвистическую и учебно-методическую по теме исследования.

Научная новизна дипломного исследования заключается в том, что в настоящей работе в соответствии с основными принципами лингводидактики в условиях дагестанской национальной школы комплексно разработана и научно обоснована методическая система формирования и развития орфографических навыков у учащихся III-IV классов. Научно обоснована, разработана и апробирована специальная система упражнений по обучению орфографии.

Основными методами исследования явились:

социально-педагогический (изучение опыта работы учителей путем наблюдений и бесед, анализ учебников и учебных пособий);

сопоставительный (в целях прогнозирования типичных ошибок, определения их природы и причин возникновения при письме учащихся-дагестанцев);

экспериментальный (при апробации предполагаемой методической системы и определении разработанной системы упражнений).

Практическая значимость работы состоит в том, что внедрение предлагаемой методической системы и комплекса упражнений в процессе обучения русскому языку позволит повысить эффективность работы по формированию и развитию первоначальных орфографических навыков, у учащихся начальных классов дагестанской национальной школы. Результаты дипломного исследования могут оказаться полезными учителям начальных классов.

На защиту выносятся следующие положения:

Важным условием успешного обучения русскому языку является целенаправленное формирование и развитие орфографических навыков у учащихся, обусловленное эффективностью методики с учетом родного языка и возрастных особенностей младших школьников.

Успешное обучение учащихся-дагестанцев грамотному письму может быть достигнуто путем разработки и реализации в учебном процессе методической системы, направленной на повышение уровня орфографической грамотности.

Использование более совершенной системы упражнений и методических рекомендаций позволяет достаточно эффективно и результативно формировать и развивать первоначальные орфографические навыки учащихся-дагестанцев.


Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Урок 1. Вводное занятие. (1 час) Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все дол ...

Анализ уровня сформированности особенностей внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Обработка и анализ первой методики дали следущие результаты. Мы определяли количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение всего времени выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные мы внесли в вышеуказанную формулу, по которой определил ...

Работа с заголовками
Когда учащийся впервые берет в руки английскую газету, первое, что ему бросается в глаза, это заголовки. Заголовок - важнейший компонент газетной информации и средство воздействия. Он фиксирует внимание читателя на наиболее интересном и важном моменте статьи, часто не раскрывая полностью ее сути, ч ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru