Орфограмма и наиболее познавательные признаки наиболее употребляемых орфограмм

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Орфограмма и наиболее познавательные признаки наиболее употребляемых орфограмм

Страница 1

Для разработки методики работы по правописанию необходимо выделить и практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма. Обобщая существующие определения орфограммы, можно выделить следующие ее признаки: во-первых, орфограмма - это написание, требующее проверки; та буква, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда предполагается не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный) выбирает (Львов 1986:1). Таким образом, можно сделать вывод: орфограмма - это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не улавливается на слух.

Одним из основных направлений орфографической работы в начальных классах является работа по выявлению всех несовпадений звука и буквы, произношения и написания, т.е. выявление главного опознавательного признака орфограммы.

Первый опознавательный признак орфограмм- это несовпадение буквы и звука.

Второй опознавательный признак-это сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, звукосочетания, место звуков в словах буквы, буквосочетания ([а],[о],[и],[е];[б],[п]; стн/сн; жи,ши и др.)

Третий опознавательный признак орфограмм - это морфемы в словах (корень, приставка, суффикс) служебные слова (предлог/приставка)

Эти опознавательные признаки (расхождение между буквой и звуком, между произношением и написанием (1); «опасные» звуки, их выделение, прогнозирование орфограмм в них (3) пригодны для работы с большинством орфограмм.

Для того, чтобы у учителя, а вслед за ним и у учащихся сложилась четкая структура орфографических действий и своевременно охарактеризовать каждый тип орфограмм в курсе начальных классов, целесообразно названия орфографических тем и орфограмм и их опознавательных расположить в виде таблицы

Названия орфографических тем и орфограмм.

Природа орфограммы, основа ее проверки

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные). Что распознают учащиеся

1. Безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые.

Для проверяемых морфологический способ проверки; для непроверяемых – запоминание (традиционные написания).

а) безударность, отсутствие ударения; неясность звучания;

б) гласные [а] / [о], [е] / [и] как наиболее опасные;

в) место в слове: находится в корне слова.

2. Звонкие и глухие согласные - проверяемые и непроверяемые.

Для проверяемых - морфологический способ проверки; для непроверяемых - запоминание (традиционные написания).

а) Согласные, образующие пары по звонкости-глухости: [б] / [п], [г]/[к], [в]/[ф], [д]/[т], [з] / [с], /[ж]/[ш];

б) их место в слове:

в корне слова (с точки зрения морфологического состава),

в абсолютном конце слова или перед согласными (с точки зрения фонетического состава слова)

3. Непроизносимые согласные в корне слова. Морфологический способ проверки.

а) «Опасные» звукосочетания (буквосочетатания) - стн, здн или сн, зн в словах и др.;

б) место в слове: «опасное» сочетание находится в корне слова.

4. Разделительный ь. Правило графики - один из способов обозначения звука [й] и мягкости согласного перед ним.

Наличие звука [й] после мягкого согласного (нал'йу), наличие гласных букв я, е, ё, ю, и (точнее, гласных [а], [э], [о], [у], [и] после [й]).

5. Разделительный ъ.

Правило графики - один из способов обозначения [й]. Морфологический способ проверки.

а) Наличие звука [й] после согласного (падй'ом), наличие гласных букв я, е, ё (точнее, гласных [а], [э], [о] после [й]);

б)место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, в начале корня, т. е. на стыке приставки и корня.

6. Раздельное написание предлогов, слитное приставок.

Морфологический и частично синтаксический способ проверки; дифференцирующее написание; опора на значение текста

а) наличие какого звукосочетания (буквосочетания, которое может оказаться предлогом) приставкой; дети запоминают эти сочетания: по, на, до под, в и многие другие;

б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению.

7. Заглавная буква в именах, фамилиях, названиях городов и в прочих собственных именах существительных.

Дифференцирующие написания.

а) место в слове: первая буква;

б) значение слова: имя, фамилия, название города, реки, кличка животного и пр.

8. Заглавная буква в начале предложения. «Сигнал» его начала.

а) место в слове: первая буква;

б)место в предложении: первое слово.

9. Буквы и, у, а после шипящих согласных: сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Традиционные написания.

Наличие в слове сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу (они звучат: [жы, шы], [ч'а, щ'а], [ч'у, щ'у].

10. Мягкий знак ь на конце имен существительных после Шипящих.

Дифференцирующее написание (ь - различитель рода имен существительных).

а) Наличие на конце слова [ч'], [щ'] (всегда мягкие согласные) или [ж], [ш] (всегда твердые согласные);

б) часть речи: имя существительное;

в) род: мужской или женский.

11. -ться- и -тся- в глаголах. Морфологический способ проверки. Дифференциация грамматических значений при одинаковом звучании сочетания или даже целого слова

а) Звучание долгого [ц] с последующим редуцированным гласным ([ць]) в обоих вариантах: встерится - [фстр'эт'иць] и встретиться - тоже [фстр'эт'тць];

б) место орфограммы (сочетания): на конце слова;

в) часть речи: глагол (в предложении - сказуемое).

12. Правописание безударных гласных -е или –и в окончаниях имен существительных.

Морфологический способ проверки.

а) Место орфограммы: в окончании;

б) наличие безударных -е/-и в окончании;

в) часть речи: имя существительное.

13. Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его (орфограмма -ого).

Непроверяемое написание, усваивает-ся запоминанием.

Морфологический способ: выделение окончания.

а) Наличие сочетаний звуков: [овъ] в ударяемом варианте, [ъвъ], [ьвъ] в безударном варианте;

б) их место: на конце слова, в окончании;

в) часть речи: имя прилагательное.

14. Правописание окончаний имен прилагательных -ого/-егоь (роди-тельный падеж) и -ом/-ем (предложный падеж).

Морфологический способ проверки: выделение окончаний.

а) Место орфограммы: на конце слова, в окончании;

б)различие сочетаний [ъвъ] или [ьвъ], их безударность (имеется в виду безударный гласный перед [в]);

в) часть речи: имя прилагательное.

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений в настоящем и будущем времени: -е/-и в окончаниях 2-го и 3-го лица единственного числа, 1-го и 2-го лица множественного числа, -у/-а или -ю/-я в 3-м лице множественного числа.

Морфологический способ проверки.

а) Часть речи: глагол;

б) место орфограммы: в окончании; в) наличие знакомых («опасных») окончаний: -ишь/-ешь, -ит/-ет, -им/-ем, -ите/-ете, -ут/-ат, -ют/-ят; безударность гласных -и/-е, -у/-а в этих окончаниях;

г) настоящее или будущее время: не прошедшее - оно проверяется другим способом!

Страницы: 1 2


Опытная проверка разработанных материалов
В среднем школьном возрасте отмечается рост понимания подростками значения самоконтроля для повышения качества учебной деятельности, расширяется мотивационная сфера самоконтроля. Изучение мотивов самоконтроля позволило констатировать наличие у подростков понимаемых ими и реально действующих мотивов ...

Оценка сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявление уровня сформированности игровых умений в ролевой игре у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре. 2. Сделать сравнительные выводы о сфо ...

Государственный образовательный стандарт
В нашей стране система образования управляется, регулируется и контролируется государством, которое предъявляет требования к содержанию образования, руководствуясь целью формирования человека, способного к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Осуществляя свои функции, государство с ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru