Сопоставительный анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Сопоставительный анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков

Страница 1

Практика показывает, что при обучении учащихся начальных классов многонациональной школы русскому правописанию трудно определить сходство и различие в орфографическом материале русского и дагестанских языков. Результаты синхронно-сопоставительного анализа дает возможность выявить те трудности, с которыми сталкиваются учащиеся многонациональной школы при усвоении русской орфографии.

Анализируя орфографический материал русского языка, который предлагается программой для изучения в начальных классах, выявляя сходное или различное, мы пришли к выводу о целесообразности взаимосвязанного сопоставления графического, фонетического и грамматического материала. При этом учитывалось общность лексико-грамматических признаков частей речи - существительных, прилагательных, изучаемых в начальных классах.

Опираясь на труды известных лингвистов и методистов (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, Н.С. Рождественский, М.Р. Львов и др.), а также на орфографические своды по дагестанским языкам, в данной работе предлагаются принципы орфографии русского и дагестанских языков в сопоставительном плане, выявляется некоторое сходство и различие в грамматических категориях существительных, прилагательных и глаголов, которые отражаются на работе по формированию орфографического навыка у учащихся-дагестанцев.

Орфография - свод правил правописания. Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного, смыслового (дифференцирующего) и других принципов. Понять принципы орфографии - значит воспринять каждое ее отдельное правило как звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязи со всех сторон языка.

Русская орфография как совокупность правил включает четыре раздела:

1) правила, применяемые для обозначения звуков буквами в составе слова;

2) правила употребления прописных и строчных букв;

3) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и разделительных написаниях;

4) правила переноса частей слов с одной строки на другую.

5) правила графического сокращения слов (Касаткин и др. 1989: 265)

Центральным разделом русской орфографии является первый - обозначение звуков буквами. Каждый из этих разделов основывается на системе правил, базирующихся на определенных принципах. Написания, связанные с буквенным обозначением в составе значимых частей слова, подчиняются трем принципам – морфологическому, фонетическому и традиционному. Основу орфографии составляют правила, построенные на морфологическом принципе.

Приведем краткую характеристику тех из орфографических принципов, которые лежат в основе письма русского и дагестанских языков.

Русское письмо, как письмо и дагестанских языков является звуковым, но в отличие от дагестанских языков оно - силлабическое. При силлабическом (слоговом) письме особыми знаками изображаются не отдельные звуки, а целые слоги.

Письмо дагестанских языков собственно звуковое (или буквенное), при котором буквами изображаются отдельные звуки (фонемы), а из звуков образуются слоги слова. Хотя письмо дагестанских языков и собственно звуковое, но оно ограничено рядом правил графики и орфографии.

Современное русское правописание построено в основном на морфологическом принципе, который является и ведущим для правописания дагестанских языков.

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем (корня, приставки, окончания, суффикса) независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, т.е. от позиционных чередований, других закономерных или традиционных несоответствий письма и произношения .

К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - в корне, приставке, окончании, суффиксе; оглушение звонких и озвончение глухих согласных перед (соответственно) глухими или звонкими согласными, оглушение звонких в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний. Например, в словах «вода», «водный», «водник», «безводный», «водовоз», «наводнение», «паводок» и пр. Корневая морфема «вод» пишется одинаково, хотя и произносится по-разному.

Морфологический принцип господствует при написании слов, не распадающихся на основу и окончание. К ним относятся служебные слова, междометия, модальные слова, не имеющие форм словоизменения и некоторые другие.

Письмо по морфологическому принципу лишь внешне расходится с произношением: произносим (вада) - пишем «вода». Написания по морфологическому принципу сохраняют в буквенном составе структуру морфемы, слова, словосочетания, т.е. то исходное звучание, которое характерно для данного корня, приставки, падежного или личного окончания - любой морфемы. Этот принцип независимо от произносительной стороны требует единства написания морфем, тем самым как будто вступая в противоречие с фонетикой. Но русское правописание не всегда передает морфемы в их неизменном виде. При морфологическом принципе написание фонем морфемы то совпадает с произношением, когда фонема находится в сильной позиции, то не совпадает, когда фонема - в слабых позициях. В таких случаях проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, рекомендуется осуществить, например, ударением правописания безударных гласных («окно» - «окна»), правописание глухих и звонких согласных - постановкой их перед гласными, сонорными (л, м, н, р) и согласным в («узкий» - узок, «газ» - газовый).

Страницы: 1 2


Управление и принципы управления педагогическими системами. Государственный характер управления системой образования
Управление – это деятельность, направленная на выработку решения, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью на основе достоверной информации. Объектами управления могут выступать любые системы, в том числе образовательная. Управление образовательными си ...

Социальное развитие личности и социализация человека как социально-педагогическое явление
Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате развития происходят качественное и количественное изменения. Социальное развитие личности — это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования ...

Динамика уровней сформированности умений младших школьников решать задачи
На контрольном этапе было проведено повторное тестирование учащихся экспериментального и контрольного классов с целью определения изменений в уровнях сформированности умений младших школьников решать задачи. По результатам повторного исследования было выявлено, что в экспериментальном классе высоки ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru