Сопоставительный анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Сопоставительный анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков

Страница 2

Работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования, обогащения словаря, поскольку ведь, необходимо все время подбирать родственное, проверочное слово.

Правила, регулируемые морфологическим принципом, в целом не являются трудными, они только требуют знания методов проверки обозначения звуков в слабых позициях. Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, анализ морфологического состава слова, фонетический анализ слова, грамматический анализ слова. В работе над орфограммами, пишущимися по морфологическому принципу, объединяются все стороны языка - фонетика, лексика и словообразование, морфология и синтаксис. Все языковые знания мобилизуются, актуализируются, служат практике.

Морфологическому принципу соответствуют следующие темы в курсе русского языка национальной школы: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов - кроме непроверяемых слов «вагон», «пионер», «касса»; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыке морфем, кроме приставок на «-з»; правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях имен существительных, имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего и будущего времени; переносы слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов; при проверке слитно-разделительных написаний, в частности в различении предлогов и приставок, в раздельном написании «не» с глаголами, в написании суффиксов и особенно в написании стыков морфем, приставки и корня, корня и суффикса .

Как уже было отмечено, основные правила орфографии дагестанских языков также соответствуют морфологическому принципу, требующему одинаковое написание морфем без изменения их фонемного состава. Морфемы дагестанских языков - это корни и формообразующие аффиксы с их вариантами. В отличие от русского в дагестанских языках практически отсутствуют позиционное чередование гласных, и единообразие написания гласных фонем морфемы достигается тем, что в письме дагестанских языков буквами передаются соответствующие гласные, независимо от положения. В дагестанских языках написание гласных прямо определяется произношением, т.е. гласные фонемы отчетливо произносятся как в сильной позиции, так и в слабой.

Фонетический принцип имеет место тогда, когда на письме специально отражаются позиционные требования фонем, т.е. фонема слабых позиций обозначается буквами на основе прямого соответствия; фонема - адекватная ей буква. Графическое единство морфемы при этом не сохраняется. Ср. «бесполезный», но «безболезненный» .

Фонетический принцип, который предполагает максимальное соответствие письма звуковому составу произносимой речи, в качестве ведущего применяется редко. В русском языке представлены единичные орфограммы, следующие фонетическому принципу правописания. Они не противоречат морфологическому и другим принципам орфографии, хотя в системе орфографии есть и такие правила, которые, опираясь на фонетический принцип, находятся в резком противоречии с морфологическим принципом. В первом случае графический образ значимых частей в структуре слова соответствует их звуковому образу, например: «рука», «крыло», «стол» и др. Во втором случае действие морфологического принципа прерывается тем, что вводится буквенное обозначение данного звука в его слабой позиции. Примерами фонетического написания могут быть следующие написания, обусловленные произношением:

1) правописание приставок из-, воз-, низ-, без-, раз-, чрез- с буквой з перед звонкими и сонарными и с буквой с перед глухими согласными: «изведал» - «испробовал», «возносить» - «воспламенить», «разводить» - «расшнуровать»;

2) правописание приставки «роз» и варианта ее написания «раз» («рос»- и «рас»-): согласно правилу, в этой приставке под ударением пишется о («роспись», «розыгрыш»), а без ударения - а: «расписался», «разбег»;

3) буква ы после ц: «цыган», «сестрицын».

Эти и другие правила, отпирающиеся на фонетический принцип и противоречащие морфологическому, противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях. Поэтому в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в книгах и пишут в сочинениях, изложениях, усваивают практически, запоминают. В системе русского правописания, где ведущим является морфологический принцип, написания по фонетическому принципу, как выпадающие из системы, затрудняют пишущих в большей степени, чем морфологические написания и поэтому им следует уделять особое внимание. Традиционный или исторический принципы заключаются в том, что в соответствии с традицией сохраняется очень давнее написание слова, которое в ' современном русском языке не может быть объяснено ни произношением, ни морфологическими особенностями, например написание слов с так называемыми непроверяемыми безударными гласными а, о, е: «собака», «корова», «капуста», «мороз» и «железо» и др. Не проверяемые правилами слова многочисленны, в письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и даже сотен. Они усваиваются запоминанием, а проверяется с помощью орфографического словаря.

Страницы: 1 2 


Обстановка воспитания Эмиля
Идея индивидуальности или естественности в воспитании обусловливает у Руссо и ту воспитательную обстановку, в какую он ставит своего Эмиля и какую, очевидно, считает лучшей. Раз воспитание должно совпадать с саморазвитием природы воспитываемой личности, то наилучшей обстановкой для него было бы уед ...

Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе
Чтобы научить ребенка работе над текстовой задачей, учитель может использовать различные приемы обучения, соответствующие совершенствованию логического мышления и творческих способностей детей. Выше (см. пункты 2.2, 2.3) были описаны традиционно используемые приемы работы над текстовой задачей. Рас ...

Экспериментальное исследование формирования ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы, был проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальная часть была выполнена на базе детского сада «Спутник» п. Мирный Зонального района. Дети старшей группы данног ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru