Система работы по обучению орфографии в III-IV классах

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Система работы по обучению орфографии в III-IV классах

Страница 1

Между II и III классами существует тесная преемственность: в III классе углубляются те знания и умения, которые получены школьниками во втором классе. Однако курс русского языка в третьем классе носит по преимуществу грамматический характер: предлагаются, ряд сложных грамматических правил, Основные разделы курса - "Предложение", "Состав слова", "Части речи" ("Имя существительное", "Имя прилагательное", "Глагол"). Темы «Правописание гласных и согласных в слабых позициях», приходящие через первый и второй классы, здесь полностью переходят на грамматическую основу. В третьем классе темы «Правописание слов с глухими и звонкими согласными», «Правописание безударных гласных в корне слова», «Слова с непроизносимыми согласными», «Правописание приставок» «Разделительный ъ» входят в раздел «Состав слова» и изучаются на морфемной основе.

В III классе создаются возможности для проверки большинства орфограмм помощью морфологического и словообразовательного анализа, поскольку изучение состава слова неотделимо от практической работы по словообразованию (вода - водный - водяной - подводник). Вводятся темы «Заглавная буква в менах собственных», «Сочетания жи, ши, ча, хца, чу, щу», «Обозначение мягкости согласных». «Перенос слов», которые повторяются и углубляю включением нужного материала в упражнения. Помимо предусмотренной большой работы по синтаксису, вводятся новые орфографические темы: «Непроизносимые согласные и их проверка», «Разделительный ъ в разделе», «Состав слова», «Окончание имен существительных», «Окончания имен прилагательных», «Окончания глаголов», «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» и «Не с глаголами» в разделе «Части речи».

Преемственно связаны со II классом и учебные умения учащихся III класса. Сохраняются приемы, применявшиеся ранее: языковый анализ, языковый синтез, звуко-буквенный анализ, списывание с заданиями, списывание с заданиями и проговариванием, орфографический разбор и комментирование, письмо диктантов различных видов, самостоятельная письменная речь и самодеятельное исправление допущенных ошибок.

Новыми видами учебной деятельности учащихся и приемами работы учителя в III классе являются обобщение изученных правил орфографии; обобщение грамматико-орфографического материала в виде схем и таблиц, в виде рассказов учащегося по данному плану; рассуждение учащихся по образцу, данному в учебнике; применение алгоритма орфографических действий; орфографический анализ слов при чтении произведений литературы; запоминание слов с рудным написанием; ведение учащимися собственных орфографических словариков; работа с «Орфографическим словариком» и другими словарями.

В III классе работа учащихся по правописанию приближается к естественным условиям жизни, проводятся такие орфографические упражнения, как сочинение и изложение совершенствуются умения детей постоянно следить за правописанием, проверять себя, исправлять ошибки и др. Продолжается в III классе чистописание и расширяется внеклассная работа. Самое главное, значительное место в системе работы учащихся занимают упражнения. Напомним для примера о месте упражнения в системе обучения русскому языку: « .Главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные и по которому мы располагаем даже и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное» (Ушинский 1949,320).

По темам программы для III класса в целях выработки орфографического навыка проводится нижеследующая работа:

Предложение в III классе продолжается работа над звуками препинания в конце предложения. Вводится понятие о повествовательном, вопросительном и побудительном предложениях (по цели высказывания). Продолжается отработка интонаций: сообщения, повествования; завершенности и незавершенности выказывания; обобщения, просьбы, призыва, приказа; вопроса; разочарования, растерянности, недоверия, иронии и пр.

Страницы: 1 2 3


Индивидуалистическая задача воспитания, по Руссо
Руссо воспитывает Эмиля без общества и, пожалуй, даже не для общества, по крайней мере, не для реального, сложившегося общества, с его искусственными (для отвлеченно-идеальной точки зрения) границами отдельных государств, с его неустойчивыми, зыбкими делениями людей на классы, по состояниям и роду ...

Коллективное творческое дело
КТД является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответ ...

Виды и формы контроля
Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке. Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены об ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru