В III классе вводится понятие о второстепенных членах предложения, составляются схемы, на которых отражаются связи слов в предложении.
В целях выполнения указанной выше работы полезно использовать следующие виды заданий по теме «Предложение»:
1) подчеркнуть в предложении главные члены;
2) выписать из предложения словосочетания (пары слов);
3) придумать и записать в тетрадь предложения, состоящие только из главных членов; распространить его;
4) придумать (записать предложения по схемам: (далее предложение).
Глухие и звонкие согласные в корне. В проверке парных звонких/глухих согласных в III классе новым является то, что проверка ведется с привлечением родственных слов и на морфемной основе, в связи с чем учителю необходимо проявлять особую заботу об обогащении и активизации словаря учащихся.
В обучении письму глухих и звонких согласных в корне применяются следующие методы и приемы:
а) обнаружение в тексте слов с орфограммами данного типа на основе опознавательных признаков: наличия парных по звонкости/глухости согласных (б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с); определение их места в слове - в корне; тренировка орфографической зоркости (обнаружение орфограмм, их комментирование): звуко-буквенный анализ слов;
б) морфемный анализ слов - выделение корня, приставки, суффикса и окончания.
в) словообразовательные упражнения: построение словообразовательных) ядов: «сад - садовый - садовник – садовница» и словообразовательных гнезд: «купить - накупить – скупить», «закупить – закупки» и т.д.;
г) систематическая работа с «Орфографическим словарем»;
д) построение алгоритм проверки звонких/глухих согласных в корне слова.
Безударные гласные в корне. Работа над правописанием безударных гласных в III классе продолжается на более сложном словарном материале. Проверка безударных гласных в корне в III классе осуществляется путем подбора родственных, однокоренных слов (ветерок - ветер), в приставках и суффиксах - на основе других приемов («подружка», «записка»; «сад – садовник»), безударные окончания проверяются через форму падежа («идет по дороге»). В программе определены знания, умения по этой теме для III класса. Новым в Ш классе является разграничение морфем, а основной темой - корень и приставка. В методике признано наиболее удобным и эффективным подходом к изучению безударных гласных работа над всеми безударными гласными. При этом особо выделяются слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё (звезда - звёзды), и слова с двумя безударными гласными в корне (озеленение), вызывающие некоторые затруднения у учащихся.
Работа над темой «Правописание безударных гласных» идет параллельно, постоянно перекрещиваясь, переплетаясь с темой «Правописание глухих и звонких согласных в корне», очень сходной и по механизмам проверки, и по языковой основе проверки орфограмм.
Основными приемами обучающихся являются обнаружение в тексте слов с безударными гласными на основе опознавательных признаков орфограмм; морфемный анализ слов; словообразовательные упражнения; специальная работа над правописанием «длинных» слов, слов сложных по морфемному составу и по значению. Слов с чередованиями согласными; использование «Орфографического словарика» для уточнения написания трудных, непроверяемых слов; аналитико-синтетические приемы (прием простукивания ритмико-интонационной структуры слова; прием сравнения лексического знамени корня родственных слов и др.); построение алгоритмов проверки безударны гласных в корне слов с участием самих учащихся.
Непроизносимые согласные. В правописании сочетаний «стн», «зди», «стл», «рдц», «вств», «лец», из-за постоянного пропуска согласного звука в сочетании шумных согласных при произношении создается возможность ошибок. Одни сочетания (стн) или (здн) методика рекомендует проверять по общему правилу, подбором родственных слов, а другие сочетания лучше усваиваются запоминанием (сердце, солнце, чувство, счастливый).
Основные информационно-методические компоненты системы
учебного процесса в вузе
Все виды и формы учебной работы взаимно связываются и определяются четырьмя факторами: количеством, качеством компонентов, их функционированием, а также тем соединением их, которое создает общую систему подготовки специалиста высшей квалификации данного профиля. Оптимальность функционирования любой ...
Использование мультимедийных технологий в школе
Использование мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет: - Организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала. - Провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся. - Организовать подготовка и проведение урока с учетом особенностей восп ...
Классификация игр
Прежде всего надо уяснить какие имеются игры в нашем распоряжении и как принято подразделять их. Разумеется, существуют различные подходы к систематизации игр, исходя из их существенных признаков, отличающих одних от другого. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...