Основные направления совершенствования орфографического навыка

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Основные направления совершенствования орфографического навыка

Страница 3

В процессе формирования навыка правописания безударных личных окончаний глаголов важно следить, чтобы дети правильно называли неопределенную форму: если глагол в личной форме отвечает на вопрос что делает?, то к неопределенной форме глагола нужно ставить вопрос что делать? (глаголы рассказывает, чистит, рисует отвечают на вопрос что делает?, следовательно, и к неопределенной форме этих глаголов следует поставить вопрос что делать? - рассказывать, чистить, рисовать; глаголы расскажет, вычистит, нарисует отвечают на вопрос что сделает?, следовательно, и неопределенная форма этих глаголов будет отвечать на вопрос что сделать? - рассказать, вычистить, нарисовать). При выполнении упражнений учащиеся должны запоминать не только личные окончания глаголов, но и усваивать соотношение гласных, характерных для каждого спряжения: -ут(-ют) - е: (-ешь, -ет, -ем, -ете) - I спряжение; -ат(-ят) - и: (-ишь, -ит, -им, -итг)-II спряжение.

Важным направлением в работе по формированию навыков грамотного письма является усвоение написаний, не подчиняющихся правилам, так называемых традиционных написаний. В программе и учебниках каждого из классов даны списки слов с непроверяемым написанием, правописание которых должно быть усвоено детьми.

При работе над написанием слов, содержащихся в словаре, важна опора на зрительные впечатления, на отчетливое произношение слова по слогам, на установление сходства и различия в написании слов, а также необходима запись слов под диктовку, использование их для составления словосочетаний и предложений.

В целом при формировании навыков письма слов с непроверяемым написанием необходим зрительный, слуховой, произносительный, рукодвигательный образ слова, важна установка на запоминание: «Прочитай.!», «Запомни!», «Спиши!», «Проверь!». Итак, при формировании навыков грамотного письма следует постоянно обращать внимание на то, чтобы виды работ по орфографии соответствовали характеру изучаемых орфограмм. Так, при работе над написаниями, подчиняющимися фонологическому принципу, нужны упражнения в звуковом и буквенном анализе, в правильном произношении слов, в развитии речевого слуха; при работе над написаниями, подчиняющимися морфологическому принципу, необходимы упражнения в подборе однокоренных слов, в различении проверочного и проверяемого слова, в различении частей речи и частей слова, в установлении связи между словами в словосочетании, в правильном применении изученных правил; при традиционных написаниях нужны упражнения на запоминание и на умение наводить справки, в словаре.

При проведении упражнений по орфографии важно каждого школьника научить выполнению самостоятельной работы в зависимости от четкого инструктажа о последовательности действий. Например: 1) прочитай первое предложение, посмотри, на какие правила даны слова; 2) проговори предложение и напиши его; при списывании пиши целые слова, а не срисовывай буквы; 3) проверь, как написал.

Для того чтобы ученик запомнил порядок действий, его нужно обязательно спросить, что он будет делать сначала, что потом, как будет проверять написанное. Сообщение ученика о последовательности - действий при выполнении работы будет способствовать развитию самостоятельности детей и привитию им навыков самоконтроля.

При формировании прочного навыка грамотного письма важная роль принадлежит установлению преемственных связей в каждом из классов.

Так, во II-III классах, когда учащиеся усваивают морфологический принцип письма, т. е. учатся писать по определенным правилам каждую значимую часть слова, следует продолжать работу по развитию речевого слуха, по определению ударных и безударных гласных, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, по проведению звукового и буквенного анализа, по закреплению графических написаний: жи, ши, ча, ща, чу, щу, по употреблению ь как знака мягкости предшествующего согласного, по написанию заглавной буквы в именах собственных, в начале предложения.

В III классе, наряду с основной работой по совершенствованию и закреплению навыков, связанных с написанием окончаний значимых частей речи, следует постоянно привлекать внимание детей к написанию безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением, глухих и звонких согласных, используя для этого разнообразные упражнения, например: нахождение корня в слове, требующем проверки, называние проверочного слова в группе однокоренных, подбор однокоренных слов различных частей речи (воды - водный), изменение формы слова (гора - горы).

Страницы: 1 2 3 4 5


Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
Цель констатирующего эксперимента – выявить формы взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников. Задачи констатирующего эксперимента: Выявить формы взаимодействия воспитателя с семьёй. Выявить отношение родителей к организации экологического образования в ДОУ. Анализ родител ...

Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Большое значение для развития ребе ...

Память как познавательный психический процесс
Понятие о памяти занимает ведущее место среди всех других психологических терминов. Это в первую очередь связано с реальным значением памяти в жизни и деятельности человека. Памяти издревле придавалось большое значение. Свое начало психология берет в практической трудовой деятельности людей, в проц ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru