Коррекционно-воспитательная работа со школьниками, имеющими нарушения речи

Комплексная педагогика » Проблемы обучения детей с нарушением интеллекта » Коррекционно-воспитательная работа со школьниками, имеющими нарушения речи

Страница 1

Формирующий эксперимент проводился в том же учебном заведении с экспериментальной группой детей в количестве 6 человек. Формирующий эксперимент также проводился и с контрольной группой детей, однако методологической его базой явились традиционные методики формирования правильного звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта.

В течение всего времени было проведено 9 логопедических занятий, основной особенностью которых явились следующие:

- игровой характер;

- систематичность;

- чередование активных упражнений пассивными;

- учет индивидуальных особенностей ребенка и тяжести и вида переносимого им речевого нарушения (вида дислалии).

Во временном аспекте эксперимент составил порядка 1-2 часов за одно занятие. Колебания во времени происходят за счет перерывов в занятии, вызванных неорганизованностью группы, а также частыми сбоями в ходе занятий, которые ближе к завершению курса занятия стали уменьшаться.

Коррекция восприятия заключается в тренировке нарушенной функции при активном использовании органов чувств: слежение глазами за предметом, собирание мозаики, восприятие жестов, сопоставление по цвету, форме, размеру, реагирование на звуковые сигналы, называние объектов (по программе "TEACCH").

О.С. Никольская рекомендует начинать коррекцию восприятия с предмета, доступного ребенку и приятного ему (во избежании ситуаций эмоционального дискомфорта).

Необходимо использовать игротерапию: манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с яркими игрушками. Сформированный зрительный и слуховой стереотип вызывает эмоциональный отклик, сглаживает навязчивые состояния.

Исходя из деятельностного подхода к рассмотрению речевых нарушений, система коррекционной работы восприятия должна включать следующие направления;

— развитие средств языка;

— развитие языковых способностей;

— развитие коммуникативной функции речи.

Развитие средств языка у детей с нарушениями речи состоит, прежде всего, в расширении словарного запаса в широком смысле этого слова. Сюда входят такие виды работы над словарем, как ознакомление с новыми словами, уточнение и развитие значений слов, введение их в активную речь ребенка. Слово рассматривается как первичная смысловая единица языка, оно является знаком для обозначения названий предметов, действий и т. д.

Все виды работы над словом должны опираться на активное действенное познание детьми предметов и явлений окружающей действительности, с привлечением всех или многих анализаторов:

зрения, слуха, осязания и т. д.

Развитие языковых способностей у детей с нарушениями речи состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться приобретенными средствами языка в реальных условиях речевого общения. Ребенок, пользуясь всеми имеющимися у него в запасе речевыми средствами, должен уметь произвольно строить и перестраивать высказывания, использовать в речевом общении различные типы предложений, а внутри их - синонимы, антонимы, различные языковые средства для передачи разных смысловых оттенков высказывания.

Развитие коммуникативной функции речи состоит в формировании у детей навыков общего и речевого поведения и навыков общения с помощью словесной речи.

Развитие речи у детей должно осуществляться как развитие речевого общения. Поскольку общение тесно взаимосвязано с регуляторными процессами, неизбежно возникает необходимость обучения не только реализации речевых способностей и средств, с помощью которых осуществляется словесное общение, но и развития психических процессов, оказывающих влияние на формирование речевого поведения, необходимого для осуществления общения.

Овладевая речевой коммуникацией, дети учатся соблюдать определенные правила, принятые в общении, обусловленные той или иной ситуацией или специальными указаниями взрослого: умение вступить в контакт, вежливо обратиться с просьбой, предложением и при этом, самое главное, внимательно вслушиваться в речь собеседника, не перебивать говорящего; поддерживать тему разговора, гибко перестраиваться при ее изменении. В специальных учебных ситуациях: уметь задавать вопросы и точно отвечать на вопросы; соблюдать определенные требования, предъявляемые взрослыми к содержанию ответа и его форме: отвечать одним словом или предложением или придумать рассказ; соблюдать заданную очередность при ответах, не повторять ответы товарищей и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Профессиональная деятельность и личность педагога
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения кв ...

Кризис интеллектуальности
Второй тип кризиса – кризис интеллектуальности, возникает в случае перегруженности одаренного ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка, его личностных смыслов. Хотя еще Л.С. Выготский в качестве предупреждения ...

Общение в системе «отцы – дети»
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характеристики родительско-детских отношений и взаимодействия. Существу ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru