Коррекционно-воспитательная работа со школьниками, имеющими нарушения речи

Комплексная педагогика » Проблемы обучения детей с нарушением интеллекта » Коррекционно-воспитательная работа со школьниками, имеющими нарушения речи

Страница 3

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе решения общеобразовательных задач на разнообразных занятиях. Содержанием его является развитие у детей чувства прекрасного, умения видеть его в окружающей жизни, отображать красоту явлений окружающей жизни в рисунке, лепке и других видах деятельности, а также на музыкальных занятиях.

Решение задач нравственного воспитания тесно связано с формированием у детей положительных навыков поведения и определенных черт личности. Нравственное воспитание осуществляется в процессе всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении как во время занятий, так и вне их.

Коррекционно-воспитательные задачи направлены на преодоление характерных особенностей и воспитание желательных положительных черт общего и речевого поведения:

- умение вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь, не перебивать говорящего в разговоре, преодолевать. импульсивность, гибко перестраиваться при изменении темы разговора, т. е. на развитие у детей навыков общения и умения управлять собой в процессе общения.

Коррекционно-воспитательные задачи направлены на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое влияние на устранение речевых нарушений,—это: целенаправленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность к переключению его и распределению,. своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе и т. д.

Материал каждой темы в учебном процесса должен быть представлен тремя типами занятий:

1. Занятия по ознакомлению с предметами окружающей действительности. К ним относятся: рассматривание или наблюдение за реальными предметами, входящими в данную тему, рассматривание игрушек, картин, игры с предметами. При знакомстве с натуральными предметами используется прием обследования предмета (с участием всех анализаторов). В коррекционном отношении эти занятия направлены, прежде всего, на ознакомление с новыми словами и на накопление речевых средств.

2. Занятия, связанные с изображением предметов и явлений окружающего мира. Это лепка, аппликация, рисование, конструирование. Они направлены на уточнение значений слов, развитие понимания обращенной речи, ее активизацию.

3. Занятия, содержанием которых является отражение знаний о предметном мире посредством речи. К ним относятся: беседа, обучение рассказыванию, дидактические игры. Эти занятия направлены на широкую практику речи с использованием вновь приобретенных речевых средств по изучаемой теме.

Занятие 1. «Знакомство»

Приветствие

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),

доброе утро, Маша . (называются имена детей по кругу),

доброе утро, Ирина Михайловна,

доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),

доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!

Игра «Мое имя»

Цели. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

— Тебе нравится твое имя?

— Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария» и т.д.

Игра «Угадай, кого не стало»

Цели. Развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

Игра «Узнай по голосу»

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Рисование на тему «Автопортрет»

Страницы: 1 2 3 4 5


Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания
Педагог, осуществляющий перевоспитание педагогически запущенных школьников, выполняет следующие функции: диагностическая изучение всего контингента учащихся, выявление лиц, которых можно отнести к педагогически запущенным, определение их психологического типа, степени педагогической запущенности, е ...

Методические рекомендации
Внеклассная работа зависит от индивидуальных интересов учителя. Математическая и общепедагогическая квалификация организатора внеклассной работы также не может не оказывать влияния на ее качество и научно-методический уровень. Большое значение имеют и личные вкусы учителя. Кроме того, материал для ...

Опытно-экспериментальное исследование одаренности
Цель экспериментального исследования, проведенного в 2000 – 2001 гг. заключалось в том, чтобы определить интеллектуальные, творческие и личностные особенности участников областного тура «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (экспериментальная группа), также сравнить их, по аналогичным показателям, с ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru