Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники

Комплексная педагогика » Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники » Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники

Страница 2

Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, подчерпнутой из различных источников за пределами обучения

Психолого-педагогические исследованиями зафиксированы различные ее уровни. Применительно к школьнику зафиксировано три уровня его активности:

репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен.

поисково-исполнительная активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать пути ее выполнения.

творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Репродуктивно-подражательная активность - генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. Ее проявления у детей вполне естественны и даже необходимы, хотя в психолого-педагогических не подвергают ее основательному анализу, высказывая тем самым пренебрежение. Однако, справедливости ради нужно сказать о том, что для развития школьников она имеет определенную ценность

Дело в том, что активность как проявление социальных свойств человека черпает свои энергетические ресурсы не только из функциональных особенностей нервной системы, но и из социальных форм существования. Именно эта зависимость внешнего и внутреннего и проявляется в активности личности. Приобретение самостоятельного опыта действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития ребенка заключен значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ребенка.

Он установил, что овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

Кроме того, репродуктивно-подражательную активность нельзя считать механическим следованием за принимаемыми образами. Это подлинная активность, вызывающая нервно-психическое напряжение и мобилизирующая духовные и физические силы школьника. В ней участвуют и целенаправленное наблюдение образца, опыта другого, в нее включены процессы анализа последовательности действий, отработки более сложных приемов, операций, процесс целостного осмысления пути решения, результатов и т.д. В подражательной активности объективно заложены большие возможности развития личности школьника. И тем не менее, отдавая должное репродуктивно-подражательной активности, следует признать, что задержка школьника на этом уровне не обеспечивает его дальнейшего продвижения в развитии. Настоятельной необходимостью является его переход на уровень со значительным проявлением самостоятельности в нахождении путей деятельности, поиска более точного и верного решения поставленных задач.

Поисково-исполнительная активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих условиях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый человек. Но поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов отрывают ребенка от образца, предоставляют простор для размышлений и о характере содержания, и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В силу этого переход на уровень поисковой активности всегда знаменует собой и более высокий уровень деятельности, да и уровень развития ребенка.

Уровень творческой активности наиболее высокий. Его, конечно, не следует приравнивать к процессу зрелого творчества, поскольку опыт школьника все же ограничен. И вместе с тем творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника.

Разноречивые суждения ученых по поводу того, что считать творчеством: создание ли нового, степень ли реконструкции, уже известного, новые ли подходы к идеям, решениям или деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, деятельность по решению специальных задач, которые характеризуются новизной, необычайностью, нетрадиционностью, сложностью и так далее.

Для аттестации творческой активности школьника важно подчеркнуть осуществление деятельности в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. В этом смысле характеристика условий творчества, выражена психологом Я.А. Пономаревым, вполне отражает условия, в которых совершается творческая активность школьника. Творчество заключено не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Способности и их связь с умениями и навыками
математический способность восприятие крутецкий Анализ способностей вызывает необходимость различить понятия способностей, с одной стороны, и умений и навыков – с другой. Эти категории взаимосвязаны и взаимозависимы. С.Л. Рубинштейн писал о «своеобразной диалектике между способностями и умениями».[ ...

Развитие личности в филогенезе и онтогенез личности с точки зрения социальной педагогики
Развитие– это изменения, которые происходят со временем в психике и поведении человека. Развитие затрагивает все стороны психики: познавательную, эмоциональную и волевую; необратимые перемены наблюдаются в способах поведения, общения и деятельности людей. Развитие личности – это преобразования, охв ...

Игра и учебная деятельность младших школьников
На кафедре коррекционно-развивающего образования Института повышения квалификации и переквалификации работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО) совместили коррекционно- развивающие ресурсы игры с необходимости формирования учебной деятельности младших школьников и реализующ ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru