Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники

Комплексная педагогика » Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники » Анализ особенностей развития познавательных интересов средствами компьютерной техники

Страница 8

1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость;

2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения;

3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;

4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники);

5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по - новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся

Эффективность применения компьютера в обучении обусловлена следующими факторами: быстрота и надежность обработки любого вида информации; расширение возможности предъявления учебной информации; возможность моделирования с помощью компьютера различных процессов; компьютер позволяет активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны процесса обучения; возможность оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.; представляется возможность проводить различные "математические эксперименты"; компьютер позволяет формировать у обучающихся рефлексии своей деятельности; он создает условия для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельности; компьютер играет роль средства учебной коммуникации и т.д.

Одно из основных назначений компьютера в школе - организация работы обучающихся посредством педагогических программных средств (ППС), учитывающих перспективные дидактические и психологические концепции, содержание и логику предмета, методику его преподавания. ППС обеспечивают постоянный контакт с каждым учащимся в режиме диалогового взаимодействия.

Если мы хотим, чтобы работа с ППС была нацелена на развитие творческих компонентов мышления, не следует жестко детерминировать деятельность учащегося. Творчество заключается не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано посредством каких-либо предписаний, а в той, где существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется определенный неалгоритмический поиск знаний, элементы которого заранее не заданы и до начала решения не известны. Если в ППС будет задан жесткий алгоритм, при выполнении которого ученик получит нужное знание, то память ученика "засорится" огромным объемом процедурного знания и вообще исключит всякую необходимость не только понимать, но и размышлять.

В психологической литературе верно ставится вопрос: кому должна принадлежать инициатива в изменении направления обучения: ученику или компьютеру? Ответ дается следующий: целесообразнее, чтобы инициатива переходила от одного его участника к другому, в зависимости от того, в какой области каждый из них более компетентен.

Психологическим "противоядием" от такого одностороннего управления процессом обучения являются самоорганизующиеся ППС, которые должны обладать собственной внутренней активностью и способностью в обучающем диалоге принимать решение об изменении хода обучения.

В ППС, организующих деятельность ученика с тем или иным заданием, включаются необходимые консультации, подсказки, задача которых - стимулировать психический механизм возникновения догадки, осознания нужного способа решения. Исследования показывают, что немаловажную роль играет место этих консультаций и подсказок в ППС (до решения задачи, в процессе ли ее решения и т.п.). Регулированием их местоположения в ППС можно увеличивать или уменьшать творческий компонент мышления школьников, ибо последний характеризуется мерой чувствительности к оказываемой помощи.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Cущность и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному. Искусство всегда привлекало людей. В общении с ...

Место темы "Защита информации" в государственном общеобразовательном стандарте общего образования
В рамках обновления содержания образования разработан государственный общеобразовательный стандарт общего образования. Объемные показатели стандарта ориентированы на 11-летний срок освоения государственных образовательных программ общего образования и определяют перечень образовательных областей и ...

Формирование основных видов движений
Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с ранне ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru