Использование метода проектов на уроках экономики

Комплексная педагогика » Использование метода проектов на уроках экономики

Страница 2

продумать учебные и воспитательные цели, которые будут преследовать проект, и возможности их методического и дидактического обеспечения;

определить число участников проекта (группа учащихся, класс и т.д.);

решить, будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей или это будет надпредметный проект;

решить, будет ли данный проект курировать один учитель или группа учителей;

определить сроки работы над проектом;

продумать все возможные источники информации (библиотеки, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, интернет, специальная литература, образовательные и другие учреждения и т.д.).

Виды проектов разнообразны. Как правило, выделяют следующие четыре категории проектов:

1. информационный и исследовательский проект;

2. обзорный проект;

3. продукционный проект;

4. проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, плакат, творческая поделка, структурно-логическая схема и т. д.

Разнообразны проекты и по объёму. Можно выделить три вида учебных проектов:

краткосрочные (2-6 ч.)

среднесрочные (12-15 ч.)

долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т. п.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие.

Учащиеся, начиная учиться, имеют очень небольшой опыт. Они открыты для новой информации и меняют убеждения в соответствии с новой полученной информацией.

В процессе обучения при использования метода проектов следует обращать внимание на возраст учащихся. Дети среднего школьного возраста (5 - 7 класс) начинают осмысливать окружающее, основываясь на приобретенном опыте. Они мыслят конкретными категориями и воспринимают информацию через практику, например, трогая что-то руками или пробуя в действии.

Поэтому в этих классах я использую игровой подход к изучению темы, разбивая класс на группы. Так в 5 классе, изучая тему «Разделение труда и специализация» для лучшего усвоения этих понятий девочки становятся «модельерами», а мальчики «конструкторами автомобилей». Игра проводится в несколько этапов. В процессе моделирования одежды или конструирования автомобиля (надо нарисовать, разукрасить и вырезать своё изделие) они через приобретенный опыт сами делают выводы и приходят к изучаемым понятиям, формулируя их определение.

Тот же принцип используется в изучении темы «Производительность труда» в 7 классе. Только здесь создаются издательские фирмы, а дети становятся писателями, редакторами и издателями книг. И в том и в другом случае присутствует дух соперничества между группами. Учащиеся сами комментируют и оценивают совершаемые действия, а обучение носит творческий характер.

Учащиеся 6 классов в теме «Процесс производства» после моего объяснения также группами описывают этапы производства какого-то товара. Обычно это тесно переплетается с уроками технологии, т.к. они как раз в это время изучают пошив фартука (девочки) и производство подсвечников (мальчики). Полный проект производства вместе с расчетом стоимости товара мы делаем на примере производства оладий. Далее, рассчитав собственную стоимость, они могут ее сравнить с ценой оладий в нашей столовой. Эта связь с жизнью очень поднимает их заинтересованность в обучении и получении новых знаний.

Самой интересной темой для шестиклассников является тема «Деньги». Здесь много возможностей для творческих заданий. Одним из них является задание «Пословицы и поговорки и деньгах, золоте, богатстве». Но надо не просто выписать эти пословицы, а оформить их, отразить какие функции выполняют деньги в том или ином высказывании (мера стоимости, средство распределения, накопления богатства и т.д.). Это задание дети также выполняют с удовольствием.

Более старшие ученики (8-11 классы) уже включают абстрактное мышление, в которое входит анализ, оценка и осмысление задач и проблем. Учащиеся могут размышлять логически и систематически проверять гипотезы для решения задачи. Им уже не требуются конкретные объекты, чтобы делать выводы. Учащиеся могут анализировать одну и ту же проблему с разных сторон, принимая во внимание несколько точек зрения.

В 8-9 классах метод проектов используется мной чаще всего как один из этапов урока из-за нехватки времени на изучение материала или как творческое домашнее задание. Например, в теме «Инфляция» на основе полученных ранее знаний (в том числе и по обществознанию) учащиеся в группах отвечают на вопрос «Что является причинами возникновения инфляции?» и разрабатывают какие шаги для государства необходимо применить в качестве антиинфляционных мер. А для того, чтобы поднять интерес к изучаемой проблеме каждая микрогруппа представляет собой минипарламент, со своим «Грызловым», избирается правительство во главе с «Путиным», которому парламент и передает свои предложения, а те в свою очередь вырабатывают окончательные меры по сокращению инфляции.

Страницы: 1 2 3


Природные предпосылки развития математических способностей
Исследование математических способностей включает в себя и решение одной из важнейших проблем ¾ поиска природных предпосылок, или задатков, данного вида способностей. К задаткам относятся врожденные анатомо-физиологические особенности индивида, которые рассматриваются как благоприятные услов ...

Содержание работы воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста
дошкольник игра строительный конструктор «Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, на ...

Уровни познавательной активности
Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru