Проблема отношений в учебном процессе

Страница 3

Воплощение в жизнь школьной реформы, в конечном счете, зависит от учителя и его стиля общения, умения всегда установить контакт с учащимися, воспитать у них интерес к учению, уделять внимание созидательной деятельности, активному добыванию знаний. Внимание, доброжелательность, бережность, гуманизм непосредственно связаны с вопросом воспитания интереса к учению.

Особое внимание учителя всегда вызывают дети, у которых отношения со сверстниками сложились неблагоприятно. Психологическая изоляция в классном коллективе, как показывают педагогический опыт и специальные исследования, приводит в целом ряду отрицательных последствий. Отметим, прежде всего, что дефицит в общении со сверстниками-одноклассниками создает почву для возникновения таких черт личности, как недоверие к людям, низкую общительность, стремление к одиночеству и т. д. Специальные исследования показали, что нередко изоляция в своем классном коллективе приводит к тому, что он теряет свою привлекательность, дети начинают искать другую группу, где они добиваются более высокого положения. Нередко такие поиски приводят подростка и в разряд правонарушителей. Неблагоприятные отношения с одноклассниками снижают и познавательную активность школьников. Отмеченная в ряде исследований связь между плохой успеваемостью и неудовлетворительным положением имеет двусторонний характер: низкая успеваемость ухудшает положение, а плохое положение в группе сверстников способствует понижению успеваемости. Отсюда, когда мы обнаруживаем среди «изолированных» детей большое число неуспевающих, то зачастую плохая успеваемость не столько причина, сколько следствие неудовлетворительного положения.

На оптимизацию стиля отношения учителя к коллективу направлены выработанные А. С. Роботовой правила поведения с ребятами:

отказаться от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу; не «пилить» и не «ругать» при всем классе, говорить чаще наедине, замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное; называть всех по имени и добиваться этого в обращении ребят друг к другу; постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности; чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами, ведь поведение ребят во многом подражательно, и, когда они видят, как учитель о чем-то говорит с их одноклассником и ему (учителю) интересно, они тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному»; бережно относиться к женской гордости и мужскому достоинству; все, что происходит с ребятами, принимать всерьез; внимательно относиться ко всем внешним проявлениям личности ребят; изучать свойства каждой личности, взятой изолированно и в соприкосновении с другими; определять мотивы поведения, выяснять причины каждого «отклонения»; изучать родителей, сравнивать — родителей и детей; изучать круг интересов, выяснить, чем может быть интересен каждый для других; учить ребят анализировать прожитое время».

Проблема формирования у младших школьников умений учебной деятельности является одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности. Сформированность умений создает предпосылку для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей дарований.

Формирование умений у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования в школе.

Система работы учителя по формированию у учащихся умений учиться состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение (собственно ход процесса обучения), оценка хода, результатов процесса обучения и его корректировка.

Взаимосвязь компонентов системы обеспечивает развитие репродуктивных и продуктивных умений учиться.

Изменение одного из компонентов системы влечет за собой изменение других. Развитие всей системы происходит в соответствии с развитием формируемых качеств. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства (содержание, методы, организационные формы, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся, технические средства обучения и т. д.). Это ведет к изменениям в самом процессе обучения, в контроле за его течением.

Страницы: 1 2 3 4


Различные подходы к классификации речевых нарушений
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе клинической класси ...

Коррекционно-воспитательная работа со школьниками, имеющими нарушения речи
Формирующий эксперимент проводился в том же учебном заведении с экспериментальной группой детей в количестве 6 человек. Формирующий эксперимент также проводился и с контрольной группой детей, однако методологической его базой явились традиционные методики формирования правильного звукопроизношения ...

Организация учебного процесса по математике в начальной школе
В настоящей главе раскрывается сущность понятий «урок» и «форма организации обучения», перечисляются требования к организации и проведению урока математики в начальной школе. Кроме того, приводится сравнительная характеристика известных форм работы на уроке математики. Основной формой организации у ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru