Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи

Комплексная педагогика » Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо » Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи

Первые заботы о ребенке почти исчерпываются физическим за ним уходом: его питанием, содержанием тела в чистоте, укреплением и проч. Руссо и делает по этому уходу указания. Пищей первых лет для ребенка служит молоко матери, но, если брать кормилицу, то надо брать с молодым, водянистым, молоком (легче переваривающимся) и здоровую, не только телом, но и душой: у раздражительных кормилиц легко портится молоко. К тому же раздражительность кормилицы отражается и на характере ребенка.

Помимо пищи, ребенку с первых же дней нужна свобода - протягивать и двигать членами тела, "чтобы вывести их из онемения", в котором они были во чреве матери. Руссо - решительно против пеленания. Оно "стесняет обращение крови и отделение слизей, мешает ребенку укрепляться, расти и уродует его телосложение". Оно, наконец, отзывается на темпераменте: "скованные хуже преступника дети делают напрасные усилия, раздражаются, кричат". Конечно, неспеленутый ребенок требует больше присмотра, и не из желания ли меньшего присмотра и произошел этот "безрассудный обычай"?! Что касается мытья детей, то Руссо рекомендует "чаще мыть детей", приучая их к воде разных градусов, чтобы сделать тело "почти нечувствительным ко всем изменениям температуры воздуха".

При должном попечении о детях, не следует, однако, их изнеживать. Здесь Руссо вполне согласен с Локком. Когда мать делает из своего ребенка идола, преувеличивая свою заботливость о нем, она приносит ему страшный вред; она является жестокой матерью. "Изнеживая детей своих, такие матери тем самым обрекают их на страдания: они раскрывают все их поры к восприятию разного рода болезней, добычею которых дети непременно должны будут сделаться, когда вырастут". Поэтому Руссо рекомендует "приучать детей к тем неудобствам, которые они должны будут, со временем, переносить". "Сделайте их тело нечувствительным к переменчивости погоды, климатов, стихий, к голоду, жажде, усталости . Пока тело ни к чему не привыкло, его легко приучить ко всему", или, лучше сказать, приучить ни к чему не привыкать. Рекомендуя закаливать тело, во избежание заболеваний и страданий, Руссо не опускает здесь и нравственной стороны дела. Чем слабее тело, тем сильнее его власть над человеком и тем меньше повинуется оно душе; напротив, "чем оно крепче, тем послушное". "Чувственные страсти гнездятся всегда в расслабленных телах". Эта мысль Руссо проникает всю систему воспитания Эмиля, на всех стадиях его развития. Она тесно связана с этическими воззрениями Руссо, что нравственность развивается из силы; сильная природа человека выходит из себя, возвышаясь в чувстве сострадания и благожелания до этического порядка). Укрепляя тело, с первых же лет детства не следует расслаблять потворствами и духа. Здесь Руссо также близко стоит к Локку. Ребенок слаб и надо удовлетворять его потребности, но пусть не приучают его считать себя центром внимания, которому другие люди служат только в качестве орудий. Иначе дети "становятся неугомонными, тиранами, надменными, злыми и неукротимыми".

В заключение (первой книги) Руссо дает указания на счет развития в детях речи. Он хотел бы, чтобы с ребенком не болтали зря, но чтобы слова, которые ребенок слышит, "касались только видимых предметов, которые можно ребенку показать". "Несчастная легкость", - замечает Руссо, - "с какой мы удовлетворяемся словами, значения которых не понимаем, рождается раньше, чем мы думаем". Руссо против всякой спешки в отношении развития речи: "точно боятся, что дети не научатся говорить сами собой. В слишком раннем лепетании лежит и источник дурного произношения и неясной речи, какие остаются позднее: "детям, которых торопят говорить, некогда приучиться ни к хорошему произношению, ни к ясному пониманию того, что им говорят" 1). Последнее оказывает гибельное влияние "на склад их ума, которое не изглаживается во всю жизнь".


Различные подходы к классификации речевых нарушений
Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе клинической класси ...

Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность
Профессия - род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную. Педагогическая деятельность- чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сфе ...

Эвристическая модель обучения
Каждому педагогу знаком такой метод преподавания, как эвристическая беседа. «Эврика» в переводе с греческого – нашел. Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель, беседуя с детьми, задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала и самостоятел ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru