Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо

Комплексная педагогика » Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо

Руссо родился в Женеве в 1712 году. Его отец (Исаак) был часовщик; предки - выходцы из Франции (изгнанные за принадлежность к гугенотам). Мать Руссо умерла при его рождении, и Жан-Жак Руссо с первых дней рос на попечении отца и его сестры, ласковой молодой девушки. По натуре, родители Руссо были оба людьми впечатлительными и нервными: отец отличался беспокойным, самолюбивым нравом, мать обладала умом и художественной талантливостью. От них Руссо и наследовал беспокойное, страстное, "чувствительное сердце". Наследственная чувствительность ребенка еще более увеличилась благодаря особым отношениям к нему осиротевшего отца. Последний страстно любил свою жену и часто вспоминал о ней с маленьким сыном. Руссо передает в своей "Исповеди", что это были за воспоминания. "Когда он говорил мне: "Жан-Жак, поговорим о твоей матери", я отвечал ему: "Значит, мы будем плакать", и одни уже эти слова вызывали у него слезы". Когда ребенок выучился (5-6 лет) читать, отец стал читать вместе с ним романы.

"Сначала это делалось для того, чтобы я упражнялся в чтении интересных книг; но вскоре эти книги так захватили нас, что мы стали читать по очереди без передышки и проводили ночи за этим чтением Иногда отец, заслушав под утро щебетанье ласточек, говорил в смущении: "идем спать! я гораздо больше ребенок, чем ты!"

В результате, - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" - "я не имел еще никакого понятия о вещах, в то время как все чувства мне были уже известны. Я еще ничего не постиг но уже все перечувствовал"... Когда все романы библиотеки матери были прочитаны (к лету 1719 года), Руссо с отцом перешли к чтению исторических сочинений. Из них наибольшее впечатление на Руссо производили "Жизнеописания" Плутарха. Чтение исторических сочинений, по признанию самого Руссо, внушило ему "свободный, республиканский дух, неукротимый и гордый, не выносящий ни ярма, ни подчинения характер".

Он сильно увлекался античными доблестями, воображая себя на месте изображаемых античных героев. Значительное влияние на Руссо, на развитие в нем впечатлительности и художественного чувства, имела также его молодая тетка, - сестра отца: Руссо с нежностью вспоминает о ее пении. "Пение ее так очаровывало меня, что многие из ее песен долго оставались в моей памяти; но даже и теперь, когда я совершенно забыл их, по мере того как я старею, они воскресают в моей памяти с невыразимым очарованием".

Таковы были первые впечатления детства Жан-Жак Руссо. Под их влиянием складывалось его сердце и характер: "сердце, гордое и нежное в одно и то же время, и характер, женственный, но неукротимый, - характер, вечно колеблющийся между слабостью и мужеством, между негой и доблестью, до самого конца заставивший меня впадать в противоречия с самим собой" .

Воспитание вне дома. Вскоре отцу Руссо пришлось покинуть Женеву, и Жан-Жак остался на попечении дяди, инженера. Вместе с двоюродным братом, сверстником, его отдали на воспитание одному пастору (Ламберсье) в деревню (дер. Боссе). Это время детства оставило в Руссо самые счастливые воспоминания, несмотря на первые вспышки чувственности. Деревенская природа и жизнь "вернула меня", - вспоминает Руссо в "Исповеди", - "к детскому состоянию". Дружба с двоюродным братом завершала счастье. "Нежные сердечные, мирные чувства составляли основу этой жизни". Между воспитанниками и воспитателями (аббатом Ламберсье и его сестрой) были самые лучшие, родственные отношения. Только в конце их разрушило одно несправедливое, наложенное на мальчиков наказание. "Привязанность, уважение, близость доверие уже не связывали воспитанников с их воспитателями; мы уже не смотрели на них, как на богов, читавших в наших сердцах; мы уже меньше стыдились дурно поступить и больше боялись обвинения; мы начали скрываться, возмущаться, лгать. Все пороки нашего возраста омрачили нашу невинность и обезобразили наши игры" 5). Вскоре дядя Руссо взял их к себе, и здесь Руссо прожил 2-3 года почти без всякого воспитания и дела.

Руссо в учении у мастера. Так как у Pycco не было средств на дальнейшее образование, то родные надумали отдать его к одному городскому чиновнику, чтобы выучить "полезному ремеслу писца".

Но Руссо не чувствовал к канцелярщине никакой охоты, и - как сам замечает - вскоре "был выгнан из конторы за глупость". Тогда его отдали в мастерскую гравера (Дюкомена). Здесь, в грубой обстановке, у грубого, сердитого мастера, Руссо сам превратился в порочного подмастерья. "Самые низкие наклонности, самые гадкие шалости сменили мои прежние милые забавы? У меня не осталось даже ни малейшего воспоминания о них". "Само по себе ремесло", - говорит Руссо, - "не было противно мне, но тирания хозяина сделала для меня невыносимой работу и породила во мне пороки, которые я мог бы ненавидеть, напр., - ложь, леность, воровство". Сопоставляя свое положение у мастера с прежними, Руссо замечает о себе: "я был смел в доме отца, свободен у Ламберсье, скромен у дяди; у хозяина стал боязлив и с тех пор стал погибшим ребенком. Я научился молча желать, прятаться, скрывать, лгать и, наконец, воровать" 1). Здесь, в мастерской гравера, у Pycco сложилось, как он сам думает, предрасположение к одиночеству, которое оставалось с тех пор навсегда; его тяготила окружающая обстановка, и он невольно уходил от нее в мир грез. Около 5-ти лет (1723-1728 г.) Руссо провел в мастерской и наконец, опоздавши однажды на прогулке и боясь наказания мастера, бежал.

Скитания Руссо. Отсюда начинается для Руссо период скитаний, полный приключений и самых различных и беспорядочных занятий. Сначала он попадает к одной католической патронессе, молодой даме (г-же Варен): по ее рекомендации, поступает в приют обращаемых еретиков и принимает здесь католичество: по выходе из приюта живет в "углу", занимаясь мелкими граверными поделками: дальше служит лакеем в знатных домах (графини де-Верселли и графа де-Гувон); снова возвращается к г-же Варен; учится в католической семинарии, пробуя подготовиться во священники, но без успеха; живя у г-жи Варен, берет уроки музыки; выучившись немного, сам дает уроки; поступает к проходимцу греку, выдававшему себя за иерусалимского архимандрита, переводчиком и секретарем; год состоит гувернером у главного судьи г. Лиона г-на де-Мабли; составляет проект замены нотных знаков цифрами и представляет его в Парижскую академию; поступает секретарем к французскому посланнику в Венеции (графу де-Монтегю); сочиняет оперы " ("Muses galantes" и "Деревенский колдун") и, наконец, отдается литературному творчеству, приобретая в то же время средства и перепиской нот.

Вот места, где он жил, за эту пору скитаний: Аннеси, Турин, Лозанна, Шамбери, Лион, Венеция и Париж.

Из этого периода жизни, до начала литературной деятельности. особенное значение для Руссо имело пребывание его в Шамбери, когда он жил у своей "maman", у г-жи Варен, и именно последние годы пребывания (1734-36 г.). Г-жа Варен вела открытую жизнь; у нее много бывало гостей, в том числе люди, интересующиеся и близкие к литературе. В это время общество живо волновалось появлявшимися произведениями Вольтера ("Философскими письмами" и др.). Все это пробуждало и в Руссо стремление к самообразованию, к занятиям наукой. Но светская, рассеянная жизнь пока мало благоприятствовала этому стремлению. Скоро, однако, расстроенное здоровье побуждает Руссо искать деревенского отдыха и уединения. Вместе с г-жой Варен, ставшей его возлюбленной, он поселился на лето в одном имении близ Шамбери. Здесь, в непосредственной близости к природе, Руссо чувствовал себя счастливым. "Я", - вспоминает Руссо в своей "Исповеди" , - "вставал с восходом солнца и был счастлив, гулял и был счастлив, видел maman и был счастлив, расставался с нею и был счастлив, бегал по лесам, холмам, блуждал по долинам, читал, бездельничал, работал в саду, собирал плоды, помогал по хозяйству, и счастье повсюду следовало за мной". По возвращении на зиму в город (в Шамбери), Руссо продолжал вести уединенную, тихую жизнь. В "это время он познакомился и сблизился с врачом Соломоном, "большим картезианцем", беседы с которым имели на него сильное влияние. Руссо с увлечением отдается серьезному чтению, и особенно увлекается сочинениями Оратории и Пор-Рояля, "соединявшими благочестие с научностью". В следующий летний переезд в имение, Руссо запасается серьезными книгами для самообразования. Среди них он указывает в "Исповеди" - "Логику" Пор-Рояля, "Опыты" Локка, сочинения Декарта, Мальбранша и Лейбница. Помимо философского чтения, он занимается геометрией, изучением латыни, историей, географией, а позже физиологией и анатомией.

Период литературного творчества и конец жизни. Собственно, литературная деятельность Руссо начинается с его (вторичным) приездом в Париж, осенью 1741 года. Здесь он знакомится с энциклопедистами и принимает небольшое участие в "Энциклопедии", - статьей о музыке. Но литературная известность Руссо начинается с сочинения, написанного в 1749 году на тему, объявленную на премию Дижонской академией: "Способствовал ли прогресс в науках и искусствах ухудшению или улучшению нравов?"

Сочинение получило премию. "Это известие", - говорит Руссо -, "пробудило во мне все идеи, вдохновившие этот труд, придало им новую силу и окончательно привело в брожение те зачатки героизма и добродетели, которые с детства поселили в моем сердце мой отец, родина и Плутарх Мне казалось, что нет ничего более высокого и прекрасного, как быть свободным и добродетельным, стать выше счастья и общественного мнения и довольствоваться самим собой". Вскоре статья была напечатана и произвела значительное впечатление "Ее превозносят до небес" - писал Дидро, друг Руссо, - "я никогда не видел подобного успеха"

Вскоре затем была написана и другая статья на конкурсную тему, предложенную той же академией: "О происхождении неравенства между людьми". Руссо всецело отдается литературному творчеству, ища для своей работы полного досуга и уединения. Он почти совсем покидает Париж и живет вне города. Менее, чем за 10-летие, с 1753-1762 г., им были написаны "Общественный договор" ("Contrat social"), роман любви "Новая Элоиза", "Письмо к д'Аламберу" и "Эмиль или о воспитании" 4). "Эмиль, был написан в три года, закончен в 1760 году и в следующем году вышел в свет. Книга вызвала в обществе бурю негодования против свободомыслящего автора. Помещенное в книге рассуждение о религии ("Исповедание Савойского викария") дало повод обвинять Руссо в ниспровержении христианской религии. Французский парламент определил книгу к сожжению, а автора - к заключению в тюрьме. Руссо должен был бежать. Швейцарские республики, ни Женева, ни Берн, не дали беглецу приюта. Женева так же осудила книгу и автора, как и Париж, и Руссо нашел пристанище себе в тогдашней прусской провинции, - Невшательском округе. Но скоро чернь изгнала его и отсюда, несмотря на защитительные декреты Прусского короля (Фридриха Великого). Руссо удалился в Англию к приглашавшему его философу Юму. Но с 1767 года, под именем Рену, он снова живет во Франции (его оставили в покое под условием, чтобы он не писал ни против господствующей религии, ни против образования), все более и более удаляясь от общения с людьми.

Сначала в домике, построенном специально для него его другом г-жой д'Эпинэ близ Парижа, в чесу Монморанси (в имении "Эрментаж"), потом в собственном домишке в Монморанси и, наконец, в маленьком замке владетеля Монморанси, герцога Люксембургского.

Поводом к написанию "Эмиля" была просьба к Руссо друга его, г-жи де-Шенонсо, которая нуждалась в указаниях на счет воспитания сына. "Хотя этот предмет", - сознается Руссо в "Исповеди" (ч III, стр. 13), "не особенно приходился мне по вкусу, но власть дружбы такова, что он занимал меня более всех других".

В это время он написал историю своей жизни до 1765 года, - , Исповедь", произведение замечательное по тонкому анализу субъективных переживаний и автобиографической откровенности. Надломленный пережитыми волнениями, Руссо умер скоропостижно 2-го июля 1778 года, в замке маркиза де-Жирарден в Эрменонвиле. Исполняя волю покойного, де-Жирарден похоронил его среди парка, на маленьком, поэтическом островке, засаженном пирамидальными тополями. Всегда обожавший природу, всегда находивший на лоне ее покой при жизни, Руссо остался ей верен и после смерти. На его могиле Жирарденом поставлен был памятник с прекрасной характерной надписью: "Здесь лежит человек природы и правды".

Переходим теперь к изложению педагогических идей Руссо 1), предварительно выяснивши их психологические и этические предпосылки.


Примерные домашние задания учащимся по математике в начальных классах
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание Вычисли, представляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой. 65 + 9 + 5 36 + 8+12 20 + 27 + 3 + 30 76 + 8 + 4 47 + 6 + 24 50+19+1+20 Вычисли, записывая решение столбиком 75 – 49 64 + 28 93-57 56+16 Числа от 1 до 100 Умножение и деление ...

Организация воспитательной работы в ГОУНПО «Профессиональный лицей №»
В практической части своей курсовой работы я решила рассмотреть организацию воспитательной работы на примере одного из учреждений начально-профессионального образования. Для этого я обратилась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № », который находится по адресу: ул. Когда я пришла в лицей, мне предло ...

Классификации моделей и их значение в обучении физике
Модели давно играют одну из главных ролей в обучении физике, о моделях написано много научных работ, много ученых, преподавателей и учителей создавали и создают новые учебные модели, разработано много классификаций моделей. Рассмотрим некоторые классификации моделей, а так же попытаемся оценить их ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru