Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно? Взгляды Руссо на религию

Комплексная педагогика » Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо » Руссо о религиозном воспитании. Когда оно возможно? Взгляды Руссо на религию

До сих пор в педагогической системе Руссо мы не встречались с воспитанием религиозным. Оно отсутствовало. Руссо полагает, что, пока у питомца нет способного к отвлечениям разума, истинное представление о Боге и бессмертии для него невозможно. Как человечество, на заре своей жизни, могло иметь только ложные, чувственные представления о религиозных вещах (о Боге, духе, о бессмертии), так же точно только идолопоклонником может быть и человек в пору своего детства. Чувственное воображение ребенка представляет и Бога чувственно: "всякий ребенок необходимо или идолопоклонник, или, по крайней мере, - антропоморфист" (представляет Бога в образе человека) . Поэтому, в интересах самой религии надо подождать, пока разум не будет довольно зрел, мысль довольно сильна, чтобы понять идею о Боге в ее истинности, свободной от всякого чувственного налета (покрова). Эмиль в 15, и даже в 18-ть лет не будет знать, есть ли у него душа, и тем более, есть ли Бог. Только потом ему сообщат о Боге, о бытием Божьем, о бессмертии.

Высказывая эти мысли о религиозном воспитании, Руссо стоить, с одной стороны, на почве узко-сенсуалистической психологии, которая ограничивает начальную жизнь души одним чувственным материалом, доставляемым внешними чувствами, и не допускает понимания других идей, другого материала 3). С другой стороны, в своей требовательности от человека ясных, чисто отвлеченных представлений о Боге и бессмертии, Руссо является сторонником картезианского понятия об истине и истинности 4). Руссо думает, что после 18-ти лет питомцу можно сразу дать ясные, отчетливые представлений о Боге, не проходя ступени представлений несовершенных (чувственных).

Но это, - справедливо говорит уже приводимый нами французский историк воспитания, - совершенная химера, что можно дать ребенку сразу вполне ясные понятия (des clartés complétes) о природе Бога. Нужно сначала довольствоваться представлениями полуясными, которые мышление преобразует, мало-помалу, в более отчетливые. Принцип, который должен управлять нами, здесь, как и в других случаях, - следовать в образовании индивида по тому пути, которым все человечество шло в своем прогрессивном развитии. Не будем, поэтому, страшиться предлагать ребенку чувственные образы Божества. Разум позднее сделает свое дело: он рассвет неясности и непонятности, насколько это позволяет наша (разумеется, ограниченная) природа".

Что касается тех религиозных понятий, которые сообщаются Эмилю по достижении им возраста разума, и которые (устами Савойского викария) исповедует сам Руссо, то зло - понятия естественной, разумной религии. Руссо является, вообще, представителем деизма, т.е. признает только религию ясных доступных нашему разуму истин, которые разум может и сам извлечь из собственных оснований и рассмотрения природы (естественная религия). Эту религию ясных истин, религию не выше нашего разума, Руссо считал, вообще, достаточной для внутреннего объединения и моральной поддержки граждан государства 2). Возбуждение в сердце религиозных чувств Руссо ставит в связь с эстетическими впечатлениями природы. Природа для него лучшая учительница и воспитательница религиозности.


Педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогический процесс
Педагогическая деятельность представляет собой организованный, целенаправленный, координированный процесс, направленный на воспитание, обучение и образование человеческой личности. Результатом педагогической деятельности является гармоничная, всесторонне развитая, эмоционально устойчивая, социально ...

Основные тенденции развития воспитательной системы в МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»
Воспитательное пространство МКОУ «Погорельская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Вокруг школы слож ...

Подходы к изучению личности
социальный педагогический личность Любая теория личности состоит из большого количества своеобразных «микротеорий», объясняющих различные стороны поведения человека. При этом большинство теорий личности можно описать в рамках шести основных характеристик: 1. Структура личности. Основным признаком л ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru