Воспитание внешних чувств

Страница 1

Что касается внешних чувств, то сторонник сенсуалистической психологии, которая в основу всех деятельностей души полагает ощущения, Руссо придает развитию их важное значение.

"Первые способности, развивающиеся и совершенствующиеся в нас, суть чувства. Значит, их нужно образовывать прежде всего, а между тем ими-то и пренебрегают более всего". "Упражняйте не одни только силы", - повторяет Руссо, - "упражняйте все чувства, которые ими управляют. Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте!" В конце 2-ой книги "Эмиля" и дается довольно подробная психология и педагогика внешних чувств, замечательная по тонкости наблюдения н не только для того времени.

Осязание. На первом месте между чувствами Руссо ставит осязание. Правда, круг его деятельности ограниченнее зрения, но зато данные ею (восприятия ИХ основывающиеся на них суждения) вернее других чувств. "Простираясь только на то, до чего могут достать, наши руки исправляют легкомысленность других чувств, которые издали стремятся к предметам, едва видимым для них, тогда как все, что обозревается осязанием, обозревается им хорошо". Помимо того, в соединении с деятельностью мускулов осязание дает и значительное количество ощущений: ощущения и суждения о температуре, объеме, виде, тяжести и прочности. Оно есть "чувство, которое мы чаще всего употребляем". "Поэтому в нем мы раньше других и приобретаем опытность". Однако, это не исключает и нарочитого развития чувства "осязания, чтобы сделать его столь же тонким, как оно оказывается у слепых, так чтобы даже ночью, в темноте, когда нам не служить зрение, мы могли, посредством осязания, иметь ясные и правильные восприятия. Будь у нас впотьмах последние, мы не боялись бы и темноты, как не пугает отсутствие света слепых. Отсутствие же определенных восприятии возбуждает наше воображение, и мы наполняем окружающую нас темь тысячами призраков и опасностей. Осязание дополняет не только зрение, но, в известной степени, даже и слух, "Положив руку на виолончель, можно без помощи глаз и ушей различить, по одному сотрясению и дрожанию дерева, какой звук издает она, низкий или высокий, и извлекается ли он из квинты, или из баса". Поэтому осязание можно бы поощрить так, "чтобы пальцами слышать целую мелодию". Руссо намекает даже на возможность именно благодаря осязанию сделать доступными музыкальные звуки глухонемым.

Зрение. Зрение имеет обширный район действия, по сравнению с осязанием. Но потому то оно "из всех наших чувств самое неверное": "при множестве одновременных ощущений и суждений, возбуждаемых им, возможно ли не ошибиться?!" Особенно мало верности в показаниях зрения насчет высоты, длины, глубины, расстояния. Но эту неверность зрения упражнением можно ослабить, если не устранить: недаром "у инженеров, землемеров, архитекторов, каменщиков живописцев глаз гораздо вернее, чем у нас, и они гораздо точнее определяют величину и расстояния" 4) и нет ничего легче - привлечь детей к упражнениям зрения. "Есть тысяча способов заинтересовать их в измерении, в знании, в оценке расстоянии". "Вот очень высокое вишневое дерево, - каким образом нарвем мы вишен?" Годится ли для этою лестница овина? Вот очень широкий ручей, каким образом перейдем мы через него. Можно ли перекинуть через него одну из досок, лежащих на дворе? Я хотел бы повесить качели между этими деревьями: будет ли достаточно длинна двухсаженная веревка?" и т.д. и т.д .

Чтобы точно воспринимать и распознавать формы вещей, полезно рисование и геометрическое черчение. При этом Руссо хотел бы, чтобы воспитанник занимался рисованием "не ради самого искусства, а ради приобретения верного глаза и гибкой руки. "И, вообще", - замечает Руссо- важно вовсе не знакомство его с темь или с другим упражнением, а та тонкость чувства и привычка тела которые приобретаются благодаря этому упражнению". Поэтому он хотел бы чтобы воспитанник рисовал не с рисунков или моделей, а с действительных предметов, чтобы глаз навыкал их схватывать правильно. Правда, учась рисовать этим способом, он долго будет пачкать бумагу, поздно приобретет изящество и легкость рисунка, даже, может быть, никогда не достигнет изящного вкуса в рисунке, "но взамен того, несомненно, приобретет более точный глазомер, более верную руку знание настоящих отношений в величине и виде и более быстрое знакомство с действиями перспективы". Полученные рисунки - при чем для Руссо наиболее дорогими являются самые первые самые грубые, - и пусть украшают детскую комнату. Геометрическое черчение, с линейкой и циркулем, познакомить ребенка точнее с различными формами и поверхностями тел.

Страницы: 1 2


Формы и виды деятельности учащихся, направленные на самоконтроль и самооценку
Идея дифференцированного обучения была одной из основополагающих при создании советской общеобразовательной школы. Цель такого обучения была ясно изложена в одном из первых документов Советского правительства о народном образовании "Основные принципы единой трудовой школы": "Государс ...

Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель. Поэтому важно в перв ...

Создание условий для конструктивной деятельности детей
В старших группах детского сада, как правило, не определяют специального места для конструирования, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают (как для малышей). К ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru