Воспитание добрых чувств

Общественные, в собственном смысле нравственные, чувства зарождаются в человеке от соприкосновений с другими людьми, от общественных соотношений. Следовательно, пора нравственного воспитания - пора введения питомца в человеческое общение, в человеческую жизнь: до сих пор он жил только в общении с жизнью природы. Но с чего надо начинать, как, вводить питомца в соприкосновение с человеческим обществом?

Согласно с указанными основами (сохранением простоты потребностей и здравого, верного смысла), Руссо считает безумием воспитания начинать вводить юношу в человеческую жизнь с представления ему блестящего общества и изысканной жизни. Здесь гак легко зарождается в юноше клубень ненасытных желаний, а с ними зависти и других порочных страстей. "Все, что ему нравится здесь, соблазняет его; он желал бы иметь все, что имеют другие. Ему всего хочется, он всем завидует, везде желал бы господствовать.

Тщеславие грызет его, пыл необузданных желаний распаляет его молодое сердце; с ними появляются в нем зависть и злоба; все ненасытные страсти разом развиваются в нем". "Итак", - говорит Руссо в другом месте, - "хотите ли возбудить и воспитать в сердце юноши первые движения проявляющейся в нем чувствительности и развить в его характере человеколюбие и доброту, - не возбуждайте в нем чувства высокомерия, тщеславия, зависти обманчивым зрелищем счастья людей; не выставляйте ему на показ пышности двора, великолепия дворцов, привлекательности театров; не водите его в гостиные, в блистательные собрания".

С какой же жизнью вводить его в соприкосновение?"Начните с изучения в человеческой природе того, что с ней неразлучно, того, в чем лучше всего выражается человечность". "Пусть ваш воспитанник познакомится с участью человека и с невзгодами своих ближних", чтобы, размышляя об этом, он научился гуманности и состраданию. "Сострадание есть первое относительное (т.е. из отношений к людям рождающееся) чувство, которое является в человеческом сердце". Это чувство тем легче возбудить в юноше, что "воспитанный в счастливой простоте, он расположен, по природе своей, к нежным и сердечным страстям; сострадательное сердце его волнуется при виде страданий его ближних; он трепещет от радости при виде своего товарища; он умеет ласкать, умеет плакать от нежности". Только не вздумайте возбуждать его человеколюбия холодными нравоучениями: нет, "пусть он видит, пусть он чувствует человеческие беды".


Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых
При проектировании ИТО выбор преподавателем совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых (методы и формы обучения, схемы ее управления) является процессом сугубо творческим. Он зависит не только от решаемой дидактической задачи, но и от подготовленности самого п ...

Состояние и проблемы развития детских библиотек в настоящее время
В настоящее время самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Совершенствование обслуживания этих читателей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого в ...

Организация воспитательной работы в ГОУНПО «Профессиональный лицей №»
В практической части своей курсовой работы я решила рассмотреть организацию воспитательной работы на примере одного из учреждений начально-профессионального образования. Для этого я обратилась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № », который находится по адресу: ул. Когда я пришла в лицей, мне предло ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru