Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное воспитание

Комплексная педагогика » Педагогия эпохи Просвещения. Жан-Жак Руссо » Жан-Жак Руссо. Его взгляды на первоначальное воспитание

Приступая в первой книге к изложению правил воспитания, Руссо, в первую очередь, касается вопроса: кому воспитывать? Сам отказавшийся воспитывать своих детей, сам отдававший их в приют и никогда не знавший их, Руссо в "Эмиле" дает лучшее обоснование родительского долга воспитывать детей своих самим. Воспитание, естественно, лежит на родителях: те, кто дали ребенку жизнь, должны и научить ребенка "жить" ("искусству жить"), - в чем, как мы знаем, и состоит задача воспитания. "Тот, кто не может выполнить обязанностей отца", - говорит Руссо 1) - "не имеет права быть им. Никакая бедность, никакие занятия, никакое человеческое величие не избавляет его от обязанности кормить и самому воспитывать своих детей". Заботы первых лет, конечно, принадлежат матери. За исключением случаев болезненности, мать сама должна кормить своего ребенка. Руссо прекрасно выясняет все общественно-моральное значение материнских попечений о ребенке. "Нет матери, нет и ребенка. Между ними обязанности взаимные; и если одна сторона дурно выполняет эти обязанности, то другая будет так же ими пренебрегать. Ребенок должен любить мать прежде, чем сознает, что обязан любить ее. Если голос крови не подкрепляется привычкою и заботами, он заглушается в первых же годах, и сердце, так сказать, умирает прежде, нежели пробудится". Нет попечений матери, нет семьи, "Весь нравственный строй нарушается; привычка не скрепляет узы крови; нет более ни отцов, ни матерей, ни детей, ни братьев. ни сестер; все едва знакомы между собою: могут ли они любить друг друга? Каждый думает только о себе. По глубокой мысли Руссо, воспитание чужими не дает основных нравственных завязей, которые в ребенке создаются семьей. Дети, удаленные, разбросанные по пансионам, монастырям и коллегиям, утратят привязанность к родительскому дому, или, лучше сказать, приобретут привычку не чувствовать привязанности ни к чему". Но Руссо считается, однако, с трудностью и даже невозможностью обойтись без воспитателя.

Поэтому и надо знать, кому можно поручить воспитание ребенка и на каких условиях. Воспитатель Руссо своеобразно-идеален. Он - не наемник; он - бескорыстный друг питомца и семьи: "есть такие благородные занятия", - замечает Руссо, - "которым нельзя отдаваться за деньги, не выказывая себя, тем самым, недостойным их: таково занятие военного; таково занятие воспитателя". Помимо других общеизвестных качеств, воспитатель, по Руссо, "вопреки общепринятому взгляду, должен быть молод", "чтобы он мог сделаться товарищем своего ученика и вызвать его доверие, разделяя его забавы". При том Руссо хотел бы, чтобы у ребенка все время, с первых дней и до конца воспитания, был один воспитатель, и чтоб одновременно он был учителем и воспитателем. Словом, он хотел бы, чтобы у ребенка с колыбели был верный, чуткий и бессменный друг. Такому воспитателю он поручает своего Эмиля.


Общий замысел организации и осуществления экспериментальной работы
Основные этапы реализации развития ученического самоуправления I этап- 2005-2006 г. (диагностический) - изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и пути её разработки; диагностирование внутришкольного пространства отношений. II этап-2006-2007 г. (проектный) - разр ...

Понятие и виды внимания
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует. Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком ...

Творческие игры как вид театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду с ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru