Психологические взгляды Руссо

В своих психологических взглядах Руссо стоит на почве обычного, популярного в ту эпоху сенсуализма. Духовная жизнь ребенка начинается и вся вырастает из ощущений. До ощущений - же в душе ничего нет, она "чистая таблица". В первые годы жизни память, воображение, а тем более, конечно, разум совершенно отсутствуют, и ребенок живет одной растительной жизнью и ощущениями. "Ощущения являются первым материалом его познаний": он "внимателен только к своим ощущениям". До той поры, пока ребенок не начал говорить, - говорит Руссо в "Эмиле", - "он оставался тем же, чем был во чреве матери: у него нет ни чувств, ни идей, едва-едва существуют у него ощущения". Все знание, или все духовное содержание ребенка заключается в ощущении, - "ничто не переходит в мышление". Поэтому детство Руссо поэтически называет "сном разума". "Чистую таблицу" душа ребенка представляет собой не только в умственном отношении, но и нравственном. У него нет никаких нравственных понятий потому, что ему недоступно еще понимание взаимных человеческих отношений, которые регулируют нравственность. Правда, Руссо признает существование в человеке совести, независимой от разума, но, все-таки, без него она развиваться не может: поэтому "до наступления разумных лет мы делаем добро и зло, сами того не зная".

В другом месте он прямо говорит, что "до разумных лет не может явиться никакой идеи о нравственности и социальных отношениях" 2). Таким образом, до разумных лет ребенка нельзя назвать в собственном смысле нравственным или социальным существом. Он не сознает своих отношений к другим людям и живет исключительно личной, в широком смысле эгоистической жизнью. "Наши первоначальные чувства сосредоточиваются исключительно на нас самих: все наши природные движения относятся, прежде всего, к личному нашему самосохранению и благоденствию". Ребенок, до развития чувства долга, руководится в жизни только тем, что ему полезно и неполезно, что доставляет удовольствие или неприятность. Иначе говоря, как в душе ребенка существуют вначале ощущения, так только ощущениями же (приятными и неприятными, выгоды и невыгоды) определяется вначале и его жизнь. Таким образом, в основе духовной жизни вообще, будем ли мы рассматривать ее в умственно познавательном или нравственном отношении, лежат ощущения. Отсюда, понятно, они же должны составлять и центр в педагогическом образовании ребенка.

Помимо взглядов на человеческую природу, в частности, природу ребенка, воспитание определяется еще взглядами на назначение человеческой жизни или этическими воззрениями.


Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Большое значение для развития ребе ...

Природа как средство эстетического воспитания младших школьников
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её. Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный ...

Сопоставительный анализ принципов орфографии русского и дагестанских языков
Практика показывает, что при обучении учащихся начальных классов многонациональной школы русскому правописанию трудно определить сходство и различие в орфографическом материале русского и дагестанских языков. Результаты синхронно-сопоставительного анализа дает возможность выявить те трудности, с ко ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru