Понятие "деловая игра" в психолого-педагогической литературе

Комплексная педагогика » Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ » Понятие "деловая игра" в психолого-педагогической литературе

Страница 3

Поскольку деловая игра может решать только производственную (прагматичную) задачу, только учебную или и ту, и другую, существует следующая классификация, которая предлагается различать типы деловой игры по учебно-прагматическому критерию: а) производственный; б) учебный и в) учебно-производственный. Такая структурация деловых игр особенно удобна в рамках нашей темы [1, с.5].

К производственным играм следует, по нашему мнению, отнести "мозговой штурм" и инновационную игры. Эти типы деловых игр за счет особой организации игропроцесса помогают решать реальные проблемы, сложившиеся в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Продуктом здесь выступает "проект" снятия проблемы в практической педагогической деятельности. Этот тип деловой игры не имеет отношение (или весьма косвенное) к повышению квалификации кадров.

К учебным играм относится тип деловой игры, направленный на развитие в первую очередь производственно-значимых качеств участников игропроцесса. Здесь продуктом являются новые умения и навыки участников, которые необходимы им для успешной педагогической деятельности. Учебные задачи более эффективно решаются в имитационных (воспроизводство модельной производственной ситуации), организационно-деятельностных (моделирование деятельности воспитательно-образовательного процесса), организационно-коммуникативных (моделирование коммуникативных взаимодействий) и организационно-мыслительных (моделирование совместного принятия решений) [38, с.184].

К более сложному варианту деловой игры относится учебно-производственный тип (или: учебно-прагматический тип), который преследует две цели одновременно: принятие решения по снятию актуальной (для ДОУ) проблемы и учебный эффект (для участников). Однако, решение прагматичной задачи в процессе деловой игры входит в относительное противоречие с решением учебной задачи, в рамках которой качество продукта работы - вторично, поскольку она (учебная задача) ориентированна на формирование умений и навыков. Указанное внутреннее противоречие учебно-производственной игры повышает уровень требований к игротехнической команде и макроигротехнику, обслуживающим подобную игру. От игротехников требуется поддержание в работе групп разумного баланса между процессом "оспособления" участников и процессом разработки практически значимых решений [42, с.15].

Наивысшего качества обучающее консультирование достигает, применяя в качестве базового инструмента организационно-деятельностные игры (ОДИ).В.С. Попов отмечает, что в настоящее время происходит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления - методологического. В соответствии с ним в". процессе мышления человек постоянно меняет свои позиции и точки зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с другой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает определенное представление, а затем стремится синкретически (соединение разнородных элементов) объединить их друг с другом". Но поскольку "такого рода…комплексы очень далеки от реальности и ее процессов. встает специальная задача произвести разработки этих…комплексов и задать правила логически строгого и объективно-содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смыслов и представлений [26с.148].

Организационно-деятельностные игры завоевывают в настоящее время все больше сторонников.

Кроме этого существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам [31, с.75].

1. По времени проведения:

без ограничения времени;

с ограничением времени;

игры, проходящие в реальное время;

игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности;

балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

жесткие игры - заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

Страницы: 1 2 3 4


Разработка контролирующих программ
В тестовые задания необходимо включить вопросы, позволяющие проконтролировать знание г/п, природно-ресурсного потенциала, политической карты, с/х, промышленности, внешнеэкономические связи. Это первая группа вопросов, в качестве примера приведем некоторые из них. • В каких климатических поясах нахо ...

Организация деятельности по укреплению здоровья обучающихся как фактор повышения эффективности качества образования
Обновление школы связано с созданием новой практики образования и управления учебно-воспитательным процессом. Создание нового педагогического опыта Проектом «Наша новая школа», разработанным Министерством образования и науки РФ, одним из ключевых направлений которого определяется работа общеобразов ...

Будущая семья глазами воспитанников детского дома
Всем детям было предложено нарисовать свою семью, какой они видят ее в будущем. Данная методика рассчитывалась на первые ассоциации ребенка, поэтому никаких пояснений не давалось. Анализ детских рисунков: в целом рисунки воспитанников детского дома, кто попал сюда недавно, оказались интересней и бо ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru