Содержание и анализ анкетирования учителей, студентов и учащихся

Страница 9

Во-вторых, мы стремились к тому, чтобы деятельность детей на занятиях была по возможности творческой. И здесь мы рассматривали не только непосредственно математическое творчество, которое проявлялось в нахождении нестандартных решений, в поиске закономерностей, но и творчество в целом. Для занятий дети подготавливали доклады и короткие сообщения, сочиняли математические сказки, задачи, разыгрывали математические сценки и задачи, создавали из геометрических фигур.

В-третьих, старались организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, немного превосходящие его наличные возможности. Здесь, безусловно, должна вестись речь об индивидуальном подходе к каждому ученику, чего, к сожалению, в своей работе нам достигнуть не удалось. Причина того в том, что приходящий на один час в неделю педагог никак не сможет, пусть даже за полгода, изучить возможности каждого из своих учеников. Однако для практикующих учителей этой проблемы не возникнет, и в этом случае мы можем рекомендовать индивидуальные карточки, групповую работу, работу в парах, домашние задания и поручения (хотя внеклассная работа и не предполагает заданий на дом). Кроме того, помогут в осуществлении индивидуального подхода математические зачеты, где группы задач составлены индивидуально для каждого ученика (подробнее об этом в главе 2 данной работы). Однако свои занятия мы старались построить так, чтобы дети узнавали что-то новое и пока еще трудно доступное, но в несколько упрощенной, понятной форме. К тому же этот материал старались преподать в такой форме, чтобы детям захотелось побольше узнать об этом и рассказать другим о том, что он знает и умеет. Примером такой работы может служить таблица умножения на 9 на пальцах, результат которой легко проверить по последней странице тетради, знакомство с системами счисления и записью чисел в двоичной системой счисления посредством одевания в сапожки животных, знакомство с математическими фокусами.

Занятия задумывались как путешествия по удивительной стране Математике. На каждом занятии мы посещали один из городов этой страны и узнавали что-то новое о ней. При этом на каждом занятии, помимо обязательного рассказа учителя из истории математики или знакомства с неизвестными математическими понятиями, проводились следующие упражнения: игра «Внимание» и игра «Робот». В начале занятия ученики подбирали ключ к городским воротам и зарисовывали его в тетради (игра «Внимание»), а затем зарисовывали экскурсовода, который поможет не заблудиться в математическом городе, он же является сквозным персонажем всего занятия, предлагает задания, игры, конкурсы. Цель первой игры в том, чтобы активизировать внимание учащихся, настроить их на рабочий лад. Вторая игра закрепляет навыки ориентации в пространстве, развивает алгоритмическое мышление и воображение.

Примерное планирование внеклассных занятий по математике.

Занятие 1.

Игра «Внимание»

Игра «Робот»

Как люди научились считать (учитель)

Живой абак

Как люди научились записывать числа (учитель)

Знакомство с магическим квадратом (дети)

Сценка о треугольнике и квадрате (дети)

Занятие 2.

3. Как и когда появились арифметические действия (учитель)

Математическая эстафета

Из истории нуля (дети)

Сочинение конца математической сказки о нуле

Сочинение собственной математической сказки (дома)

Занятие 3.

3. Математический брейн-ринг

Занятие 4.

Системы счисления (учитель)

Запись чисел в двоичной системе счисления

Знакомство с танграмом (дети)

Соревнование пар «Кто быстрее составит фигуру»

Занятие 5.

3. Что такое отрицательные числа (учитель)

4. Решение логических задач

5. Работа в микрогруппах «Придумай задачу»

6. Математические фокусы

Занятие 6.

3. Математическое многоборье

Занятие 7.

3. Как возникла геометрия (учитель)

4. Рисунки из геометрических фигур

5. Соревнование «Лучший геометр»

Занятие 8.

3. Числовые суеверия (учитель+дети)

4. Решение занимательных задач сказочного характера

5. Математические фокусы

Занятие 9. 3. Знакомство с ребусами (дети)

4. Игровая работа в парах

5. Итоги работы кружка

Занятие 10.

Математический чай

Описание занятий приведено в приложении.

Занятия проводились с октября по май один раз в две недели по четвергам четвертым (последним) уроком. При проведении занятий мы не соблюли одно из основных правил проведения внеклассных занятий по математике. Занятия в нашем математическом клубе оказались максимально приближенными в групповым занятиям после уроков по принципу привлечения кружковцев. Занятия проводились не по принципу добровольности, а в обязательном порядке для всех учеников. Это связано в первую очередь с тем, что дети в младшем школьном возрасте еще не могут выбрать для себя приоритеты, их интересы их неустойчивы. Поэтому в этом возрасте мы посчитали целесообразным проводить обязательные занятия для всех учеников. Однако на занятии сам ученик выбирал, участвовать ему в работе или нет, не было никакого принуждения со стороны учителя.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Понятие «графический навык» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей инт ...

Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения: 1) задания, направленные на развитие творческих способностей; 2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия: 1) раннее нача ...

Выбор ремесел. Критерий утилитарный, психологический и педагогический
Но какому ремеслу надо учиться и учить? Прежде всего, постоянно полезному, которое не зависит от моды и не рассчитано только на праздных, богатых людей. Во взгляде на вещи Эмиль чужд предрассудка извращенных людей культуры. В обществе уважают искусства "как раз обратно их настоящей полезности& ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru