Что такое компетенция

Страница 1

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенции

Ключевые Профессиональные

Что такое «ключевые компетенции»?

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности.

Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;

Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетенции»: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

Познавательную деятельность

Информационно-коммуникативную деятельность

Рефлексивную деятельность

В отечественной педагогике получило развитие понятие «общеучебные умения и навыки», или ОУУН. Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция». Главное отличие ОУУН от ключевых компетенций в том, что ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.

«Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить». (И.С.Сергеев)

Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

Компетентностный подход позволяет:

Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже;

Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;

Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;

Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

Что должен уметь педагог?

Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:

Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

Страницы: 1 2 3 4


Построение рейтинговой системы оценки
Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, сум ...

Влияние архитектуры на мышление дошкольников
Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях: - поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства; - взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного д ...

Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с внешней средой
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в каждом конкретном случае так ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru