Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста

Страница 2

Отечественные исследователи предметного мира С.А. Козлова, О.В. Дыбина-Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке [26,38,39].

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Занченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь [26,32].

В.Я. Кисленко отводит особое значение в связи с познанием функции и назначения предмета таким видам деятельности, как игровая, трудовая и художественная, в которых ребенок действует с предметами, активно овладевая миром вещей, что, дает ему значимые человеческие достижения. Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретая свободу обращения с предметами, влияющими на процесс усвоения им социальных норм поведения. Автор справедливо отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, предметы, а связи с вещами - через человека. Совершенно очевидно, что в процессе деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в результате человеческой деятельности, т.е. то, ради чего они сделаны и преобразованы [35].

Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. В их основу могут быть положены разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение и др. Со второй половины XIX в. стала складываться классификация предметов по функциональному значению, т.е. способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

В основу классификации может быть положено назначение предмета (способность удовлетворять потребность взрослого и ребенка). Потребность ребенка в игровой деятельности может удовлетворяется через разные виды игрушек (условные, реалистические, предметы-заместители). В трудовой - через орудия труда, в художественной - через наглядно-информационные предметы, облегчающие художественное восприятие, и комплект предметов, составляющих оснащение продуктивной деятельности. Естественные потребности человека (ребенка и взрослого) могут удовлетвориться через предметы, необходимые для его жизни: посуду, мебель, одежду, обувь, предметы личной гигиены, постельные принадлежности и т.д. Музыкальные инструменты, картины, телевизор, книги, предметы народно-прикладного искусства и т.п. способствуют удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей ребенка и взрослого. Кроме того, выделены специальные группы предметов, облегчающих труд взрослых в быту (электроприборы, утюг, пылесос, полотер и др.) и в производстве (станки, экскаватор, трактор, роботы, компьютеры и т.п.).

О.В. Дыбина-Артамонова считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов.

Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве). Однако задача этих предметов велика: они служат образцом творческой деятельности взрослого, ребенок получает информацию о них как о результате труда человека, о том, что эти предметы созданы для удовлетворения потребности людей. У детей формируются представления о предметах, проявляется интерес к ним, а также к человеку - их создателю и преобразователю.

Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Ребенок не преобразовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его развития: дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.

Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, т.е. имеют аналогию с предметами, находящимися в обращении у взрослых, позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность добросовестность при выполнении преобразований, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более красивой удобной, дольше служит людям. Именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками. Преобразования, осуществляемые с данными предметами и при помощи них, могут способствовать успешному развитию творческого начала в человеке [2,30,39].

Страницы: 1 2 3 4


Анализ констатирующего эксперимента
Обследование состояния лексического словаря у детей экспериментальной группы включало разнообразные задания, с целью выявления активного и пассивного словарного запаса, понимания лексического значения слова. Результаты занесены в таблицы и диаграммы. В анализе состояния лексики обследуемых отмечало ...

Психологическая характеристика творческих способностей
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения. Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуаль ...

Развитие внимания в онтогенезе
С момента рождения у человека развивается два основных вида внимания: непроизвольное, направляемое внешними стимулами и произвольное, управляемое самим человеком. Развитие непроизвольного внимания включает в себя три системы внимания, которые прямо связаны с созреванием соответствующих отделов голо ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru