Психологическая характеристика творческих способностей

Страница 1

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [8, с. 12].

Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они - продукт общественно - исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это деятельность [19, с.127].

Способность - это определённая совокупность знаний, Это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения; способность - есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции [10, с. 145].

От природы никаких способностей нет, это как говорят учёные, только «прижизненные формирования».

Задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности, а могут и не превратиться [23, с.44]. Это врождённые генетические детерминированные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, являются предпосылками развития способностей [8, с.348].

Неспособные дети есть, и их очень много, это те, у которых задатки так и не стали способностями. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, те анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности.

Задатки есть у всех. Во-первых, задатки у всех разные. Во-вторых, их нужно развивать, превращать в способности в определённое время. Если это время упустить, потом очень трудно, а иногда практически невозможно развить способности [23, с.44].

Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности [15, с. 10].

Со способностями тесно связаны склонности, рассматриваемые, как « .избирательская направленность индивида, определяющая деятельность, побуждающая его заниматься», в основе этой направленности лежит устойчивая потребность.

Склонности - предпосылка развития способностей, но возможны случаи их несовпадения [20, с.21].

Конечно, дети различаются по своим анатомо-физиологическим задаткам, то есть по природным возможностям, однако, как показывают специальные психогенетические исследования, наследственность лишь частично определяет способности ребёнка. Во всех случаях самую большую роль играет воспитание. Невозможно по желанию воспитателя сделать ребёнка способным, какие бы совершенные педагогические приёмы при этом не применялись. Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребёнка, оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию [7, c.59].

Исследователи показали, что именно стремление к познанию, или, иначе говоря, познавательная потребность, в наибольшей мере ответственна за уровень развития умственных способностей. Именно благодаря высоко развитой потребности в познании у детей развиваются способности, причём тем в большей мере, чем больше эта потребность выражена.

Сделаем вывод: так как способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся прямо от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей. Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создания или конструирование какого-то нового продукта.

Сущность творчества

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и тому подобное [8, с. 156].

Для преодоления трудностей понимания природы творчества известный интерес представляет сформулированная в ряде работ гипотеза, согласно которой, творчество, в самом широком смысле, выступает как механизм развития. Широкое понимание творчества, рассмотрение его в общем плане как механизм развития весьма перспективно. Такое рассмотрение включает вопрос о природе творчества в уже довольно исследованную область знаний и тем самым облегчает последующую ориентировку в его частных формах. Анализ творчества включается в анализ явлений развития [17, с.72].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Организация игр на уроках в 1-2-х классах
На уроках в 1-2-х классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ...

Особенности психоэмоциональной сферы подростков
Главной особенностью подросткового возраста является его переходный характер от детства к взрослости. Надо помнить, что это период резкого увеличения физического развития и полового созревания. Для эмоциональной сферы подростков характерны: очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростк ...

Физическое воспитание, по Руссо. Значение физического воспитания и его средств
Но если в эту пору детства невозможно ни обучение, ни нравственное воспитание в настоящем смысле этого слова, то здесь место широкому физическому воспитанию, включая сюда и развитие внешних чувств По Руссо, физическое развитие имеет тесную связь с развитием умственным и нравственным, - составляя не ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru