Психологическая характеристика творческих способностей

Страница 5

3). Способность к свёртыванию.

В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Свёртывание - это проявление более широкое, способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, в использовании все более ёмких в информационном отношении символов.

4). Способности к « сцеплению» и переносу.

Этим словом обозначается способность определять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остаётся мёртвым грузом.

Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включать в уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важной способности - способности к переносу.

Умение отделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть приемлемы при решении широкого круга проблем.

5). Боковое мышление.

Широко распространённое внимание повышает шансы на решение задач. По аналогии с боковым зрением врач де Боко назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

6). Готовность памяти.

Последнее время память противопоставляют мыслительным способностям. Память включает в себя способность запоминать, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Преимущество при решении получает не тот, у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из её компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту.

7). Сближение понятий.

Для продуктивного мышления нередко имеют значение лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними.

Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одарённости и быть залогом продуктивности мышления.

8). Гибкость мышления.

Означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, окостенелостью.

9). Способность к оценочным действиям.

Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу её и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющим различные этапы и стадии творческого процесса. Среди критериев оценки следует назвать, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, эстетические критерии изящества и простоты. Прежде, чем оценивать новую идею, она должна быть создана, выдвинута, воплощена в слова, чертеж, техническую конструкцию. Здесь мы переходим к следующей важнейшей способности интеллекта.

10). Лёгкость генерирования идей.

Ещё одна составляющая творческой одарённости - лёгкость создания новых идей. Причём, не обязательно, чтобы каждая была правильной. Идея - это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений - один из главных критериев ценности той или иной идеи.

Другой критерий - широта идеи, то есть умения охватить большое число разнородных явлений, в том числе и новых, ещё не открытых. Идеи оцениваются по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащие на поверхности, не явными, а требующими для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явлений. Такие идеи, оказываются и фундаментальными, то есть служат основой, базой для теории исследований.

11). Беглость речи.

Лёгкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слове.

12). Способность к доработке.

Имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до конца начатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Таким образом, перечисленные типы творческих способностей, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей [14,с.22].

«Человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования. Ключом же к этому является вера .» [13,с.120].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Признаки заражения компьютера вирусом
При заражении компьютера вирусом важно его обнаружить. Для этого следует знать об основных признаках проявления вирусов. К ним можно отнести следующие: вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений; подача непредусмотренных звуковых сигналов; неожиданное открытие и закрытие лотка CD-RO ...

Организация деятельности творческой группы «Школа и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
здоровье учебный образование технология В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию ...

Критерии отбора и построения содержания образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования
Модель специалиста, построенная на основе общегражданских, общепрофесиональных и должностных качеств, как первый критерий позволит относительно квалифицированно отбирать содержание знаний в систему профессионального образования. Вторым критерием могут стать базовые знания, навыки и умения. В сочета ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru