Психологическая характеристика творческих способностей

Страница 6

Один из аспектов теории творческих способностей – одаренность.

В отечественной психологической науке проблема творческой одарённости рассматривалась в связи с проблемой способностей. Одарённость бывает разная. Одарённость - это высший уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей [23, с.10].

В список наиболее важных способностей и умений, подлежащих развитию у одарённых детей, фигурируют три большие группы: познавательные способности и навыки; творческие способности; особенности эмоциональной сферы [18,с.16].

Дж. Рензуми считает, что одарённость является результатом взаимодействия трёх факторов: способности выше среднего, или таланты; приобщённость к задаче; креативность. Помимо интеллектуальных факторов, разные авторы включают в одарённость мотивационно - личностные [23,с.15].

Творческие способности включают в свою структуру воображение, которое является условием и предпосылкой их развития.

«

В

минуты кризиса только воображение лучше, чем знание, ибо только с его помощью можно вырваться из кризиса и заглянуть в будущее» [13,с.120].

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений мыслей на основе имеющегося опыта, путём перестройки представлений человека. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, то есть образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания на творческом воображении [8,с.101]. Всякая деятельность человека, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

«Всякое изобретение - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений . все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, является так сказать, кристаллизованным воображением».

Из этого легко видно, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном понимании творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали научные открытия. Но творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но везде там, где человек воображает, изменяет или создаёт что-либо новое [6, с.6].

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинаковой у ребёнка и у взрослого. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постоянно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которое своей сложностью или

простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы также различны. Важнейшая способность творца - гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью; впечатлительностью умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания [6, с.22].

Таким образом, творческие способности определяются наследственными предпосылками, условиями обучения и воспитания, опытом ребенка, ранним развитием.

Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

1). Среди ученых есть разногласия в трактовке определения, понимании природы творческих способностей, условий, факторов их развития.

2). Ученые сходятся в понимании задатков как природной основы способностей.

3). В науке исследованы взаимосвязи творческих и интеллектуальных способностей, творчества и деятельности, творчества и личности, креативности и одаренности.

4) В психологии раскрыты механизмы творчества, выделены его этапы, определена роль познавательной потребности в процессе творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Понятие ролевой игры, ее функции и структура
Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в переносном смысле - «игра с огнем» - и че ...

Выявление исходного уровня развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего этапа эксперимента - определить уровень сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников. Изучить отношение детей шестого года жизни к природе. В качестве основных методик были применены методики наблюдений за детьми в естественных условиях на участке детск ...

Природоведческие экскурсии как средство развития бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованием жизни и ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru