Аспекты и направления работы по развитию речи

В методике нередко как синонимичные употребляются слова "аспект", "направление", "раздел" работы по развитию речи.

Аспект — точка зрения, с которой рассматриваются (или освещаются) предмет, явление, понятие. В методике родного языка оправданно говорят об определенных аспектах изучения (преподавания) тем, разделов школьного курса русского языка (например, о синтаксическом аспекте изучения морфологических тем).

Работа в аспекте развития речи проводится "попутно" в связи с изучением материала основной программы и, конечно, предполагает определенный его отбор и методическую интерпретацию. Это тот план развития речи, "прикрепленный" к основному курсу русского языка, который обычно освещается в публикациях типа "Работа над стилем (интонационной выразительностью речи, обогащением словарного запаса и т. д.) в связи с изучением грамматики (словообразования, лексики и т. д.)" или "Изучение морфологии в аспекте культуры речи".

Необходимо отметить, что речевой аспект работы может быть различным по своему существу: в одном случае аспектное изучение предшествует специальному изучению лингвистической теории или продолжает ее, в другом — не имеет такой базы. Так, например, работа над словом проводится в начальной школе до изучения лексики (в I—IV классах) и затем на ее основе в следующих классах. Орфоэпия, фразеология, семасиология изучаются сейчас в школе только в практическом плане, и соответствующие аспекты работы по развитию речи не получают необходимой теоретической опоры. До недавнего времени в таком же положении были лексика и стилистика, когда работа над значением и употреблением слов и так называемая стилистическая работа проводились только попутно в связи с изучением различных разделов школьного курса русского языка (нередко на основе дидактического материала, который использовался в процессе преподавания), а также на уроках литературы. Сейчас раздел "Лексика" и отдельные темы по стилистике изучаются как самостоятельные, что создает серьезную лингвистическую базу для проведения работы по развитию речи.

В целом же вопросы содержания многоаспектной работы по развитию речи в теории методики исследованы недостаточно, в результате чего речевые аспекты изучения разделов школьного курса далеко не всегда в нужной мере реализуются в практике обучения.

Аспекты работы по развитию речи не следует отождествлять с двумя направлениями этой работы, которые соотносятся с двумя сторонами культуры речи (правильность речи и ее коммуникативная целесообразность) и соответственно с двумя основными задачами работы по развитию речи: а) формирование навыков правильной речи учащихся; 6) формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно целесообразной речи.

Два основных направления в работе "над речью детей" выделял В.И.Чернышев: " . школа должна развивать речь. Это строго нужно отличить от понятия — выработать, упорядочить речь. Выработка, упорядочение речи действительно есть дело грамматики и стилистики". Несомненно, в данном случае В. И. Чернышев развивал мысли, высказанные до него многими методистами, в частности К. Д. Ушинским, который писал об обязанности наставника "исправлять и пополнять словесный запас дитяти". Идея В.И. Чернышева о разграничении работы, направленной на развитие речи, и работы по ее упорядочению получила яркое выражение в трудах В.А.Добромыслова, который пользовался словом обогащение для обозначения второго направления, а слово упорядочение конкретизировал с помощью таких методических понятий, как предупреждение и преодоление произносительных, лексических, морфологических, синтаксических недочетов и ошибок.

Эти два направления "накладываются" на все основные разделы школьного курса русского языка (лексику, словообразование, грамматику и т.д.), который создает лингвистическую базу для осмысления того, что есть в языке детей и что усвоено ими путем подражания, а также для совершенствования их речи.


Опытно-экспериментальное исследование одаренности
Цель экспериментального исследования, проведенного в 2000 – 2001 гг. заключалось в том, чтобы определить интеллектуальные, творческие и личностные особенности участников областного тура «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (экспериментальная группа), также сравнить их, по аналогичным показателям, с ...

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Урок 1. Вводное занятие. (1 час) Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все дол ...

Методические задания обучения монологической речи на английском языке в 10 классе на примере учебника
Методика обучения монологической речи в данной курсовой работе разработана в соответствии с учебником “New Millennium English” 10 класса. Следует сказать, что данный учебник делится на 8 глав: Unit 1: A good start in life. Unit 2: Identity. Unit 3: A time to celebrate. Unit 4: The root of all evil? ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru