Наличие в тексте взаимообусловленных частей

Страница 1

В тексте — в зависимости от его величины — можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, компонент, смысловой кусок), абзац. В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой, "сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из контекста". Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

В сложном синтаксическом целом обычно выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка ( конечная часть). Эти части можно найти и в единицах более высоких ярусов — в параграфах, разделах, главах особенно в пределах научного стиля. Все части текста соотнесены друг с другом, так как в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. Применительно к рассматриваемому тексту можно выделить три микротемы: 1) старик сажает яблони; 2) старика спрашивают, зачем он сажает яблони; 3) "спасибо скажут". Мысль каждой из этих микротем выражена в одном предложении, но первое из них состоит из 3, второе — из 19, третье — из 10 слов. Понятно, что микротема как часть текста может состоять из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором оно раскрывается. Так, можно предположить, что Л. Н. Толстой написал бы значительно больший по объему рассказ на ту же тему для детей более старшего возраста (при этом могли бы измениться и задача высказывания, и его стиль) — в этом случае каждая из вычлененных микротем могла бы стать более развернутой. Части текста следуют в определенной логической последовательности друг за другом, как в анализируемых рассказах Л.Н.Толстого, где невозможно переставить местами ни одну из имеющихся в нем частей. Нередко части текста имеют свои "опознавательные" признаки: слова однажды и как-то раз (в первой части повествовательных текстов), итак, следовательно, значит и т. д. (в выводе-концовке в текстах типа рассуждения), слова с общим оценочным значением: необыкновенное зрелище, удивительный вид, замечательная картина в описательных текстах. Так, нетрудно определить по характерным для них признакам начальную и конечную части среди данных трех:

Так человек был наказан за лень и жадность (концовка).

Пришел он в поле да так и ахнул: стоит перед ним огромное дерево, ветками все поле закрыло, и на каждой ветке вместо листьев просо растет.

Жил когда-то крестьянин по имени Ким. Каждую весну сажал он просо, все лето ухаживал за полем, а осенью снимал урожай (начальная часть).

(Корейская сказка "Просяное дерево".)

Особенно большую роль в организации текста играет начальная часть. Продолжим начало рассмотренного выше текста следующим образом:

1. Старик сажал яблони. Это были .

2. Старик сажал яблони. Вначале он выкопал .

3. Старик сажал яблони. Он хотел, чтобы .

Продолжая развивать мысль, намеченную в начале второго предложения, мы создадим в первом случае описание (яблони), во втором — повествование (или описание посадки), в третьем — рассуждение.

Структурные части текста различным образом сочетаются между собой в различных по типу текстах (повествованиях, описаниях, рассуждениях). Кроме того, членение текста на части связано с коммуникативной установкой автора, с композиционно-жанровыми особенностями текстов таких, например, как статья в газету, интервью, портретный очерк и т. д.

Страницы: 1 2


Действия в структуре учебной деятельности
Одним из важных структурных компонентов деятельности является действие — морфологическая единица любой деятельности. Это важнейшая «образующая» человеческой деятельности. «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий, .деятельность обычно осуществляется неко ...

Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ
Результаты диагностики показали, что деловая игра считается наиболее эффективной формой организации методической работы в ДОУ. Методическая служба МАДОУ находится в постоянном поиске эффективных форм повышения квалификации, т.е. основное направление деятельности МАДОУ - создание условий для соверше ...

Использование мультимедийных средств на уроках информатики
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru