Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Логопедия является одним из разделов специальной педагогики — дефектологии. Термин логопедия образован от греческих слов: логос (слово, речь), пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи».
Предметом логопедии как научной дисциплины является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанными с ними отклонениями в психическом развитии. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.
Основные задачи логопедии состоят в следующем:
· изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
· определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;
· исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;
· разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств;
· разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;
· организация логопедической помощи.
Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь отраслью дефектологии, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.
Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.
Рассматриваемые в логопедии изменения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.
Знания, умения и навыки как предмет обучения связной речи. Их особенности
В современной дидактике выделяются четыре элемента культуры, составляющие содержание образования: 1) знания о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности (умения и навыки); 3) опыт творческой деятельности; 4) нормы отношения к м ...
Психологическая и физиологическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство – это период, включающий младший дошкольный (3-5 лет) и старший дошкольный возраста (5-7 лет) ...
Основные информационно-методические компоненты системы
учебного процесса в вузе
Все виды и формы учебной работы взаимно связываются и определяются четырьмя факторами: количеством, качеством компонентов, их функционированием, а также тем соединением их, которое создает общую систему подготовки специалиста высшей квалификации данного профиля. Оптимальность функционирования любой ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...