Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Воспитание души ребенка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности закладывается именно в раннем возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
«Умей думать хорошо, умей быть добрым в мыслях и чувствах», призывает нас Сухомлинский.
Тот, в ком развито высокое чувство человечности, ни на миг не останется одиноким среди людей: он сам будет всю жизнь искать и находить тех, кто нуждается в его помощи, будет делать добро.
«Святая миссия наша - сделать сердце ребенка, живым, горячим, страстным, не слепым, а умным и зрячим, открытым для радости и возмущения, для всех благородных человеческих переживаний, умеющим радоваться и возмущаться, сострадать и помогать».
Жизнь наша состоит не из одних только радостей. Есть в ней и радости и печали. Когда ребенка ограждают от всего неприятного, он привыкает думать, что жизнь - сплошной праздник. По заданной в детстве инерции он, став взрослым, ищет новых и новых радостей, а если не удается, становится злым, неудовлетворенным жизнью, озлобленным.
Нельзя ребенку жить в «счастливом неведении». Именно потому, что ребенок - самое дорогое, что есть на свете. Не надо оберегать его сердце от всех сложностей и противоречий жизни. А в жизни радость переплетается с горечью, счастье- с бедами и тревогами. Пусть палитре чувств, которые переживает ребенок, будут доступны самые разнообразные душевные порывы, душевные движения. Пусть он ощущает жизнь многогранно, полно. Если ребенку знакомо только чувство радости и незнакомо чувство сострадания, горечи, печали, он никогда не будет добрым.
Самый надежный путь разбудить у ребенка добрые чувства к людям – включить его в деятельную заботу о них. Добрые дела, если дети к ним побуждаются постоянно, обязательно разбудят их сердца.
Объект исследования – воспитание младших школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся начальных классов.
Разделы работы по развитию речи
Как показывает анализ, в общих курсах методики русского языка выделяется различное количество разделов (т.е. частей) в той области методики, которая называется "Развитие речи", и многие из этих разделов называются самым различным образом. Только в отношении раздела "Связная речь" ...
Детские дома семейного типа
Детский дом семейного типа является принципиально новой формой воспитания осиротевших детей. Его можно в некоторой степени отнести к приемной семье, в которой ребенок может находиться только определенное время. В детском доме семейного типа все устроено таким образом, что роль родителей выполняют с ...
Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Цель исследования: обследование предметного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР. Задачи: 1. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с ОНР (II уровень). 2. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень). Базой для нашего исследования стал МАДОУ № ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...