Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве (в том числе и в образовательных учреждениях) для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует "двуплановость деловой игры" и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
Рассмотрим несколько определений деловой игры, каждое из которых подчеркивает одну из ее сторон.
По определению О.С. Анисимова деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Арутюнов Ю.С. считает, что деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач. В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи…ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем.
Деловая игра, по мнению Я.М. Бельчикова - это воспроизведение деятельности руководителей и специалистов на предприятиях…, причём воспроизведение в условной обстановке при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Деловая игра является моделью реальной трудовой деятельности человека. В деловой игре воспроизводится, в их существенных компонентах, деятельность того или иного работника и социальная ситуация, в которой эта деятельность развертывается
Деловые игры уже доказали свою эффективность не только среди различных категорий работников предприятий, но и в учебных заведениях, властных структурах, общественных и иных организациях.
Деловая игра обращена на моделирование социально-производственной стороны жизни и деятельности участников. Главная цель деловой игры - перестройка и развитие деятельности путем анализа, коррекции и согласования способов деятельности, а так же, в определенных типах деловых игр, развитие мыследеятельностных, психотехнических, группотехнических и др. способностей участников игры. В деловых играх имеющих обучающую (а не только производственную) направленность, как правило, проблематизируются прежде всего сами участники игры, а не только нечто внешнее по отношению к ним, скажем, предмет их размышления и деятельности.
Бабкин В.Ф. считает, что деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей [9, с.108].
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [1, с.9].
Деловые игры - это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.
Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров.
Изобразительная деятельность как средство подготовки руки детей
подготовительной группы к письму
Важное место в работе с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит подготовке руки детей к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фи ...
Особенности ДОУ компенсирующего вида
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей: Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для ...
Понятие о методах воспитания, их классификация
Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воз ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...