Поскольку деловая игра может решать только производственную (прагматичную) задачу, только учебную или и ту, и другую, существует следующая классификация, которая предлагается различать типы деловой игры по учебно-прагматическому критерию: а) производственный; б) учебный и в) учебно-производственный. Такая структурация деловых игр особенно удобна в рамках нашей темы [1, с.5].
К производственным играм следует, по нашему мнению, отнести "мозговой штурм" и инновационную игры. Эти типы деловых игр за счет особой организации игропроцесса помогают решать реальные проблемы, сложившиеся в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Продуктом здесь выступает "проект" снятия проблемы в практической педагогической деятельности. Этот тип деловой игры не имеет отношение (или весьма косвенное) к повышению квалификации кадров.
К учебным играм относится тип деловой игры, направленный на развитие в первую очередь производственно-значимых качеств участников игропроцесса. Здесь продуктом являются новые умения и навыки участников, которые необходимы им для успешной педагогической деятельности. Учебные задачи более эффективно решаются в имитационных (воспроизводство модельной производственной ситуации), организационно-деятельностных (моделирование деятельности воспитательно-образовательного процесса), организационно-коммуникативных (моделирование коммуникативных взаимодействий) и организационно-мыслительных (моделирование совместного принятия решений) [38, с.184].
К более сложному варианту деловой игры относится учебно-производственный тип (или: учебно-прагматический тип), который преследует две цели одновременно: принятие решения по снятию актуальной (для ДОУ) проблемы и учебный эффект (для участников). Однако, решение прагматичной задачи в процессе деловой игры входит в относительное противоречие с решением учебной задачи, в рамках которой качество продукта работы - вторично, поскольку она (учебная задача) ориентированна на формирование умений и навыков. Указанное внутреннее противоречие учебно-производственной игры повышает уровень требований к игротехнической команде и макроигротехнику, обслуживающим подобную игру. От игротехников требуется поддержание в работе групп разумного баланса между процессом "оспособления" участников и процессом разработки практически значимых решений [42, с.15].
Наивысшего качества обучающее консультирование достигает, применяя в качестве базового инструмента организационно-деятельностные игры (ОДИ).В.С. Попов отмечает, что в настоящее время происходит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления - методологического. В соответствии с ним в". процессе мышления человек постоянно меняет свои позиции и точки зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с другой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает определенное представление, а затем стремится синкретически (соединение разнородных элементов) объединить их друг с другом". Но поскольку "такого рода…комплексы очень далеки от реальности и ее процессов. встает специальная задача произвести разработки этих…комплексов и задать правила логически строгого и объективно-содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смыслов и представлений [26с.148].
Организационно-деятельностные игры завоевывают в настоящее время все больше сторонников.
Кроме этого существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам [31, с.75].
1. По времени проведения:
без ограничения времени;
с ограничением времени;
игры, проходящие в реальное время;
игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности;
балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
жесткие игры - заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического
самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтоб ...
Понятие урок в педагогике
Для урока, как формы учебной работы, свойственны такие признаки: · имеет строго обозначенные рамки учебного времени; · на уроке как правило присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; · каждый урок отводится на изучение одного предмет ...
Необходимость практических умений. Изучение ремесла
Полезное для человека не исчерпывается полезными знаниями. Каждый человек должен трудиться, должен уметь, при всех изменениях своего положения, зарабатывать себе хлеб и поддерживать свою жизнь. "Мы приближаемся", - замечает Руссо - "к эпохе кризисов и переворотов. Кто может вам ручат ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...