Методика работы по формированию и развитию орфографических навыков в национальной и многонациональной школе различные методические приемы:
1) работа над словами, произношение которых соответствует написанию;
2) работа над словами, произношение которых расходится с написанием.
Эти приемы, основные на принципах русской орфографии, предполагают работу над произношением и правописанием слов с трудными для учащихся данной национальности звуками и привитие учащимся умения анализировать слова по морфологическому составу, подбирая проверочные формы.
Следует учитывать при обучении правописанию также:
1) несовпадение некоторых звуков русского и родных (дагестанских) языков, имеющих одинаковые звуковые начертания;
2) отсутствие определенных звуков русского языка в родных языках;
3) нехарактерные для русского позиционные изменения звуков (сингармонизм, редукция).
Для практического усвоения правописания в национальной школе большое значение имеет выработка навыков произношения трудных для учащихся слов и их обозначение на письме, систематическая работа по привитию учащимся навыков четкого, орфографически правильного начертания букв. В этой связи основными задачами работы по правописанию в 3 и 4 классах состоит в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков грамотного письма, соблюдении норм русской орфографии и сознательном применении на практике орфографических правил.
Для выработки орфографической зоркости учащихся и в целях предупреждения орфографических ошибок нужно проводить также следующие приемы работы:
1) систематическое проведение фонетического анализа слов с последующим проговариванием и доказательством написания слова по соответствующему правилу.
2) использование на уроках сигнальных карточек, «светофоров», «пометок», орфографического словаря Грушникова;
3) выписывание учителем на доске изученных учащимися на уроке слов;
4) систематическое употребление общеупотребительных слов с трудными для учащихся случаями написания;
5) проведение выборочного комментирования написания слов в соответствии с его написанием;
6) подчеркивание орфограмм при выполнении письменных упражнений;
Методические приемы обучения правописанию зависят от изучаемой орфограммы, от материала. В соответствии с установками методистов и психологов, грамотному письму можно научиться лишь соблюдая следующие требования:
1) внимательность, при котором учащиеся запоминали написание читаемого, особенно слов, которые не подчиняются правилам правописания.
2) правописанию можно научиться в результате систематической практики читать и писать «много упражняться»;
3) выработка у детей речевого слуха;
4) звукобуквенный анализ слов, трудных для детей данной национальности звуками;
Умелое и уместное использование наглядности (графическая, иллюстрации, схемы, таблицы, словари-справочники и т.п.). По этому поводу К.Д. Ушинский пишет: …Мы скорее и прочнее научим иностранное слово, если пустим при этом в ход не один какой-нибудь, а три или четыре органа нашей нервной системы: если мы будем читать эти слова глазами, произносить в слух голосовым органам, слушать, как произносим сами или произносят другие, и в то же время писать их на доске или в тетради (1956:251) .
Психологическая характеристика педагогически
запущенных подростков
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным». В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм пове ...
Мысленный эксперимент в теории развивающего обучения Давыдова
В.В
В процессе исторического развития первоначально возникает предметно-чувственный эксперимент, а затем – мысленный эксперимент. Давыдов пишет: «Теоретическое мышление осуществляется в основном в плане мысленного эксперимента, для которого характерно выполнение человеком такого мыслительного действия, ...
Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к
обучению и учению
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель. Поэтому важно в перв ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...