Методические приемы работы по развитию орфографических навыков

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Методические приемы работы по развитию орфографических навыков

Страница 1

Методика работы по формированию и развитию орфографических навыков в национальной и многонациональной школе различные методические приемы:

1) работа над словами, произношение которых соответствует написанию;

2) работа над словами, произношение которых расходится с написанием.

Эти приемы, основные на принципах русской орфографии, предполагают работу над произношением и правописанием слов с трудными для учащихся данной национальности звуками и привитие учащимся умения анализировать слова по морфологическому составу, подбирая проверочные формы.

Следует учитывать при обучении правописанию также:

1) несовпадение некоторых звуков русского и родных (дагестанских) языков, имеющих одинаковые звуковые начертания;

2) отсутствие определенных звуков русского языка в родных языках;

3) нехарактерные для русского позиционные изменения звуков (сингармонизм, редукция).

Для практического усвоения правописания в национальной школе большое значение имеет выработка навыков произношения трудных для учащихся слов и их обозначение на письме, систематическая работа по привитию учащимся навыков четкого, орфографически правильного начертания букв. В этой связи основными задачами работы по правописанию в 3 и 4 классах состоит в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков грамотного письма, соблюдении норм русской орфографии и сознательном применении на практике орфографических правил.

Для выработки орфографической зоркости учащихся и в целях предупреждения орфографических ошибок нужно проводить также следующие приемы работы:

1) систематическое проведение фонетического анализа слов с последующим проговариванием и доказательством написания слова по соответствующему правилу.

2) использование на уроках сигнальных карточек, «светофоров», «пометок», орфографического словаря Грушникова;

3) выписывание учителем на доске изученных учащимися на уроке слов;

4) систематическое употребление общеупотребительных слов с трудными для учащихся случаями написания;

5) проведение выборочного комментирования написания слов в соответствии с его написанием;

6) подчеркивание орфограмм при выполнении письменных упражнений;

Методические приемы обучения правописанию зависят от изучаемой орфограммы, от материала. В соответствии с установками методистов и психологов, грамотному письму можно научиться лишь соблюдая следующие требования:

1) внимательность, при котором учащиеся запоминали написание читаемого, особенно слов, которые не подчиняются правилам правописания.

2) правописанию можно научиться в результате систематической практики читать и писать «много упражняться»;

3) выработка у детей речевого слуха;

4) звукобуквенный анализ слов, трудных для детей данной национальности звуками;

Умелое и уместное использование наглядности (графическая, иллюстрации, схемы, таблицы, словари-справочники и т.п.). По этому поводу К.Д. Ушинский пишет: …Мы скорее и прочнее научим иностранное слово, если пустим при этом в ход не один какой-нибудь, а три или четыре органа нашей нервной системы: если мы будем читать эти слова глазами, произносить в слух голосовым органам, слушать, как произносим сами или произносят другие, и в то же время писать их на доске или в тетради (1956:251) .

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика педагогически запущенных подростков
Подростковый возраст часто называют «переходным», «критическим», «трудным», «кризисным». В этот период происходит качественная перестройка всей психической деятельности подростка, кардинальные физиологические, нейрогуморальные изменения всего организма. Все это сказывается на ломке старых форм пове ...

Мысленный эксперимент в теории развивающего обучения Давыдова В.В
В процессе исторического развития первоначально возникает предметно-чувственный эксперимент, а затем – мысленный эксперимент. Давыдов пишет: «Теоретическое мышление осуществляется в основном в плане мысленного эксперимента, для которого характерно выполнение человеком такого мыслительного действия, ...

Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель. Поэтому важно в перв ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru