В данном параграфе предпринята попытка описания педагогического опыта по использованию наглядных методов на уроках информатики и ИКТ в младших классах, на базе МОУ ООШ поселка Восточный.
Анализ научной и методической литературы по проблеме позволяет нам отметить, что определенной методики по использованию наглядных методов обучения не существует. По нашему мнению, это вызывает определенные трудности для педагога и требует самостоятельного продумывания плана действий.
Поэтому, прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, на наш взгляд, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.
Современное поколение учащихся уже не представляет себе жизнь без компьютера. Общение с компьютером также естественно, как пользование телефоном. У современных детей компьютер не вызывает боязни и является хорошим средством обучения и развития у них познавательного интереса. Благодаря использованию мультимедиа-технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся.
Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Особую значимость в наше время приобретает формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся младших классов в становлении их информационной культуры, компьютерной грамотности. В своей работе мы использовали ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
тренажер;
контроль за умениями, навыками обучающихся.
Это стало возможным, благодаря оборудованию в нашей школе компьютерного класса. Для нас, как для учителей информатики, главным кажется показать ребенку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный - это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у нас, при проектировании урока с использованием компьютера. Проводились уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний и др. Уроки проходили в кабинете информатики, где используются компьютеры и экран, на который проектируется фрагмент урока. В качестве программного обеспечения использовались готовые продукты, разработанные производителями или писались свои фрагменты программ на уроках информатики.
На уроках информатики в младших классах мы использовали опорные схемы, которые помогали учащимся включиться в активную деятельность, довести представления по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
Опорные схемы или просто опоры - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
На практике мы заметили, что когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь схемой, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание и на воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей. При проведении уроков информатики в младших классах, оперируя именно абстрактными понятиями, процесс формирования новых знаний мы старались строить на теоретических методах познания, среди которых немаловажную роль отводили обобщению в схемах.
Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника
Эта теорема сформулирована и доказана в учебнике Атанасяна Л.С. [3,с. 68-69], в учебнике Погорелова А.В. такой теоремы нет. Видимо, связанно это с тем, что неравенство треугольника у Атанасяна Л.С. доказывается с использованием выше указанной теоремы. У Погорелова А.В. же неравенство треугольника д ...
Воспитание добрых чувств
Общественные, в собственном смысле нравственные, чувства зарождаются в человеке от соприкосновений с другими людьми, от общественных соотношений. Следовательно, пора нравственного воспитания - пора введения питомца в человеческое общение, в человеческую жизнь: до сих пор он жил только в общении с ж ...
Необходимость воспитания культуры поведения
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начин ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...