Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся

Комплексная педагогика » Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков » Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся

Страница 1

Работа педагога по устранению отклонений в поведении учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. перевоспитании, которое трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности.

Основные функции перевоспитания:

восстановление положительных перспектив, смыслов, ценностей человека;

компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах;

стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения;

специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.);

изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды);

содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности.

Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами.

1 этап - (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности.

Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо:

- проанализировать школьную документацию:

а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);

б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;

- побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении;

2 этап - изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка.

Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания (приложение 2), которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.

3 этап - выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (латентная степень - легкая, средняя степень, высокая степень).

С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отраженную в заполненных картах, представленных выше.

4 этап - составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении. Данная программа составляется индивидуально для каждого педагогически запущенного учащегося и дает ответы на следующие вопросы:

а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;

б) что для этого необходимо сделать; в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.

Как правило, программа состоит из трех разделов:

1) психолого-педагогическая характеристика учащегося (см. приложение 3);

2) социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся);

3) психологическая коррекция.

Психологическая коррекция предполагает проведение психологической диагностики личности (акцентуация характера, карта развития психических процессов и т.д.): проведение с учащимся психологических тренингов с целью его овладения самосозидающими приемами; проведение бесед с целью разъяснения особенностей механизма поведения подростков с соответствующей акцентуацией характера; консультативная работа с учителями, у которых сложились с учеником конфликтные отношения.

На этом этапе осуществляется также обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. С этой целью педагог входит в доверие к ребенку, устанавливает с ним эмоциональный контакт во время бесед, пробуждает интерес к личностно и социально полезным видам деятельности.

5 этап - реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей и подростков будет успешной при реализации следующих условий:

Страницы: 1 2 3


Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игру ...

Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замед ...

Методика развития компонентов строительной игры старших дошкольников
Основной особенностью конструирования детей старшего дошкольного возраста, является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике. Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отобра ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru