Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ

Комплексная педагогика » Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Одна из основных функций заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе - оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.

деловая игра дошкольное образовательное

Известно, что методическая работа - это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшем образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Вопросы использования деловых игр в практике работы организаций изучены в работах Г.С. Абрамовой, О.С. Анисимова, Я.М. Бельчикова, М.М. Биррштейна, Н.Д. Слободиной и др.

Проблема использования деловых игр в методической работе ДОУ освещена в работах Л.М. Волобуевой, Т.А. Голициной, К.Ю. Белой, В.И. Лях и др. Однако в практике работы ДОУ деловые игры, как форма работы используются недостаточно. Это на наш взгляд, связано с недостаточным знанием методистами методики проведения деловых игр, умением разрабатывать деловые игры применительно к проблеме, над которой работает ДОУ.

Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.

Объект исследования: методическая работа в ДОУ.

Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.

Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если

включать деловые игры в проведение педагогического Совета;

проводить практические занятия в форме деловых игр.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;

Определить понятие "деловая игра" в литературе;

Рассмотреть деловую игру с позиции активного метода повышения квалификации педагогов ДОУ;

Раскрыть методику организации и проведения деловой игры в дошкольном образовательном учреждении;

Осуществить подбор и провести диагностику эффективности проведения деловых игр в ДОУ;

Разработать систему повышения квалификации педагогов с применением деловых игр;

Оценить эффективность данной работы.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, реферирование.

Эмпирические: анкетирование (исследование микроклимата и общения при проведении игры), метод эмоционально-цветовой аналогии, беседа.

Статистические: количественно-качественный анализ результатов диагностики.

Методология исследования. Основой проведенного исследования явились системный, личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего, основополагающие труды отечественных психологов по проблеме профессионального развития личности и деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.И. Берг, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик. B. C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежных ученых (У. Джеймс, Р. Мейли, Дж. Райанс, Д. Фонтана и др.).

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, родителям, студентам дошкольных специальностей, так как в них представлены теоретические и методические аспекты повышения квалификации воспитателей ДОУ средствами деловых игр.


Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией
Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследов ...

Характеристика умственно отсталых детей
Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы р ...

Методы воспитания. Выбор методов и приемов воспитания
Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек п ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru