Современные проблемы высшего образования

Страница 3

Формализация, вырождение преподавательского труда ведёт в свою очередь к формализации процесса обучения со стороны учащихся – школьников и студентов. Образование из развития личности превращается в приобретение общественно установленного набора формальных знаков. Потребители при этом могут оценить – и соответственно востребовать – только те курсы, которые имеют своим непосредственным результатом приобретение некоторых прикладных умений. Например: владение разговорным иностранным языком, умение плавать или проходить формальные тесты на следующую ступень образования. Компетенции, связанные с приобретением систематических знаний и умений получать новые знания, искать и критически оценивать информацию, превращаются в формальные элементы учебной программы. Возникает стремление «проскочить» такие элементы, приобретая лишь формальный знак их освоения.

Это привело к возникновению ещё одной проблемы в образовании. Результаты исследований сотрудников ГУ-ВШЭ показывают быстрое распространение коррупции в образовательном процессе, основанной на теневых сделках учащихся с преподавателями по поводу приобретения формальных знаков. Такая коррупция существенно превосходит традиционную для системы образования «покупку» большого внимания к конкретному учащемуся, т.е. приобретение содержательного труда преподавателя. Нарастающая формализация отношений в официальной системе образования ведёт к деформации образовательного рынка, его основные агенты – учащиеся, в возрастающей степени теряют способность правильно оценивать качество образовательных программ [9-10,14].

2. Отсутствует независимая оценка качества. Система образования закрыта и не допускает возможностей для общества оценить её.

3. Так же одним из критериев является – снижение качества учебно-методических материалов. В сфере педагогических методик возросло количество учебников и программ, не прошедших необходимой широкой экспериментальной апробации. Отсутствует специальная подготовка учителей к работе в условиях альтернативного учебно-методического обеспечения.

4. Отсутствие ясно осознаваемой и реальной перспективы в развитии отечественной системы среднего образования. Пока не видно ни одного фактора, который смог бы препятствовать проявлению негативных тенденций. Естественно, что отсутствие позитивных ожиданий создаёт у педагога атмосферу обречённости, поэтому и приводит к пассивности и апатии в профессиональной деятельности.

5. И наиболее угрожающий фактор – постепенное снижение интеллектуального уровня школьников по отношению к современным требованиям [17].

Образование не является сугубо локальным делом системы образования, это дело всего общества. Более того, упреки в неблагополучном состоянии образования не могут быть обращены целиком к органам управления образованием, они должны адресоваться всему обществу. Все кардинальные сдвиги в научном осмыслении проблем образования не могут быть осуществлены усилиями лишь педагогов-практиков или даже психолого-педагогического сообщества. Требуются исследования и рекомендации социологов, экономистов, философов, политологов, и представителей многих других наук. Возможно, в будущем возникнет синтетическая наука об образовании. Вероятно, что каждая наука будет подходить к проблеме образования со своим аппаратом, в рамках своей методологии, постепенно расширяя поле своего видения.

Страницы: 1 2 3 


Анализ результатов экспериментальной работы
В школе введено и функционирует школьное самоуправление. Благодаря четко выдержанным этапам введения самоуправления, учащиеся понимают суть своей деятельности. Достигнуты следующие результаты: самостоятельность в выборе и принятии решений; ответственность за свои решения, действия и поступки; спосо ...

Мысленный эксперимент в концепции В.С. Библера
Анализ понятия мысленный эксперимент содержится в книге В.С. Библера «Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога)» [4], а также – в его статье «Творческое мышление как предмет логики (Проблемы и перспективы)» [5]. Автор выступил против стандартного подхода к логическому мышлению ...

Создание условий для конструктивной деятельности детей
В старших группах детского сада, как правило, не определяют специального места для конструирования, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают (как для малышей). К ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru