Учитель и его деятельность
– основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания. Именно от квалификации учителя, его профессионализма, активности, энтузиазма зависит то, какими людьми выйдут из школы ученики, насколько целостно и правильно будет сформирована личность каждого из них, какими знаниями, умениями и навыками они будут обладать, правильность их профессиональной ориентации и выбор дальнейшего направления обучения. Качество учительской деятельности в свою очередь во многом определяется уровнем его профессиональной подготовки. В этой связи происходит постоянное углубление в образовательной программе будущих учителей. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка в области их предметного направления и психолого-педагогических дисциплин, ужесточается отбор абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, организуется всевозможная работа по подготовке абитуриентов и повышению квалификации действующих учителей и т. д. Важным фактором высокой квалификации и профессионализма учителя является его работа по самосовершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, от того, на сколько ответственно он относится к своей работе, какие цели в этом направлении ставит перед собой. Не всегда примерный студент педагогической специальности становится в дальнейшем хорошим учителем. Это объясняется тем, что теория не всегда соответствует практике, и не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы, возникающие в процессе учительской деятельности. В этом случае многое зависит от развитости мышления учителя, гибкости его ума, сообразительности, умения находить выход из разных ситуаций, уровня воспитанности и интуиции. Многое определяет практический опыт, в результате которого учитель лучше ориентируется в тех или иных нестандартных ситуациях. Основная сложность учительской работы заключается в том, что она связана с людьми, каждый из которых неповторим и уникален, к каждому из которых необходимо найти подход, установить психологический контакт, завоевать авторитет. Без всего этого достижение целей воспитания, обучения и образования в школе не может быть достигнуто в полной мере. В настоящее время в школах проводятся реформы, направленные на наиболее эффективное обучение и сужение обязанностей учителей. В рамках таких реформ в современных школах открываются ставки психологов, социальных работников, классных наставников и т. д. Это положительным образом сказывается на успешном обучении школьников и снимает часть обязанностей с учителей, давая им возможность уделять больше внимания предметной направленности.
Говоря об учительской профессии, важно упомянуть о профессиональной пригодности. Каждый человек может учиться стать педагогом, но не каждый может стать им в действительности, так как педагог – не просто профессия, это призвание, обусловленное совокупностью необходимых личностных и психофизических качеств. Педагог должен обладать физическим и психическим здоровьем, высоконравственными личностными качествами, иметь хорошие речевые способности. Кроме этого, учитель должен иметь склонности к работе с людьми и с детьми в особенности, он должен быть внимателен, наблюдателен, активен, требователен к себе, способен к творческому подходу в решении проблем, иметь организаторские способности, быть крайне тактичным и терпеливым.
Уровень профессионализма учителя может быть разным. В этом направлении выделяется несколько уровней: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.
Педагогическая умелость
– необходимая база любого учителя. Не достигнув этого уровня, просто нельзя осуществлять педагогическую практику. Педагогическая умелость подразумевает достаточные теоретические и практические знания, которые приобретаются в процессе обучения и развиваются и совершенствуются в процессе практической деятельности учителя в совокупности с наличием профессиональной пригодности.
Педагогическое мастерство
– доведенная до высокого уровня педагогическая умелость. Совершенное владение методами учебно-воспитательной деятельности, дающее максимальный эффект их применения. Для достижения педагогического мастерства, человек, безусловно, должен не только обладать природными способностями, но и желанием добиться успеха в своей профессиональной деятельности, вести постоянную, активную работу в этом направлении, иметь значительный опыт учительской практики и уметь правильно использовать его результаты.
Специфика работы с детьми по осуществлению эстетического воспитания с
использованием средств народного искусства
Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз-мозг-рука), т. е. как системы мышления. Многие забывают, что изоискусство — не ...
Особенности ДОУ компенсирующего вида
Детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции существуют для различных групп детей: Для детей с задержкой психического развития; для детей с туберкулезной интоксикацией; для часто болеющих детей; для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; для ...
Игра и учебная деятельность младших школьников
На кафедре коррекционно-развивающего образования Института повышения квалификации и переквалификации работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО) совместили коррекционно- развивающие ресурсы игры с необходимости формирования учебной деятельности младших школьников и реализующ ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...