Воспитание, его цель и задачи в новых условиях

Комплексная педагогика » Современные концепции воспитания » Воспитание, его цель и задачи в новых условиях

Страница 1

С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.

Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.

Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др.

Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Дальнейшее представление о сущности и содержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного индивидуально-творческого подходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала требуется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации.

Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.

Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.

Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

наличие собственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми;

формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм;

педагогически целесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяет важность условий, в которых протекает деятельность ребенка;

гуманистический характер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению к ребенку.

Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм.

Страницы: 1 2


Учет креативности в педагогической деятельности учителя
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в ...

Описание методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр
Для представления методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр мы основывались на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры, состоящей из следующих основных элементов: · целей и задач обучения; · содержания обучения; · фор ...

Оценка сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявление уровня сформированности игровых умений в ролевой игре у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре. 2. Сделать сравнительные выводы о сфо ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru