Совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых

Страница 2

Немаловажное значение при проектировании ИТО имеет процесс построения схемы управления познавательной деятельностью обучаемых. Он достаточно полно изложен в исследованиях В.П. Беспалько [17,18] и в параграфе 2.3 настоящей работы. Обобщая изложенное в них, можно сделать заключение, что данная схема образуется путем сочетания:

1) видов управления

Разомкнутое – Р (без обратной связи);

Замкнутое – З (с обратной связью);

2) видов информационного процесса(прямая связь)

Рассеянный – Р (на всю аудиторию); Направленный – Н (на конкретного обучающегося);

3) типа средств управления познавательной деятельностью (средств обучения)

Ручные – Р (дополняемые словом преподавателя); Автоматические – А (без непосредственного участия преподавателя).

В этом случае возможно построение восьми схем управления познавательной деятельностью обучаемых.

1. Р–Р–Р - "традиционная" (разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. Р–Р–А - "автоинформатор" (разомкнутое, рассеянное, автоматическое);

3. Р–Н–Р - "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);

4. Р–Н–А - "средства обучения индивидуального пользования" (разомкнутое, направленное, автоматическое);

5. З–Р–Р - "малая группа"(замкнутое, рассеянное, ручное);

6. З–Р–А - "автоматизированный класс" (замкнутое, рассеянное, автоматическое);

7. З–Н–Р - "хороший репетитор" (замкнутое, направленное, ручное);

8. З–Н–А - "адаптивное управление" (замкнутое, направленное, автоматическое).

Предложенная совокупность схем управления познавательной деятельностью обучаемых должна полностью удовлетворить преподавателя-разработчика ИТО. Однако процесс выбора наиболее оптимальной из них достаточно сложный, требующий к себе творческого подхода и предварительного анализа.

Обобщая сказанное, в соответствии с рекомендациями, изложенными в [20], можно предложить следующую пошаговую технологию оптимального выбора совокупности способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых при проектировании ИТО.

Шаг 1. Определить задачи формирования знаний и умений студентов на конкретном учебном занятии.

Шаг 2. Отобрать содержание учебного материала, основные научные идеи, понятия, законы, умения, которые должны быть усвоены обучаемыми.

Шаг 3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с основными дидактическими принципами (системность, последовательность, научность, доступность, связь с профессиональной сферой будущей деятельности обучаемых).

Шаг 4. Определить временные затраты на достижение и разрешение задач обучения в рамках учебного занятия и самоподготовки обучаемых.

Шаг 5. Выбрать оптимальное сочетание методов, форм и компьютерных средств обучения для реализации содержания темы и намеченных задач.

Шаг 6. Выбрать формы организации учебной работы (коллективные, групповые, индивидуальные) с учетом готовности обучаемых.

Шаг 7. Выбрать реальную схему управления познавательной деятельностью обучаемых.

Шаг 8. Определить оптимальный темп обучения с учетом возможностей студентов в восприятии информации.

Шаг 9. Определить задание-содержание, объем и методы самостоятельной работы обучаемых после занятия.

Идеальным является такой вариант задания условий дидактической задачи, связанной с организационной стороной обучения и с возможностями учебно-информационной базы, при котором на деятельность преподавателя, проектирующего ИТО и определяющего необходимую для ее реализации совокупность способов и приемов организации познавательной деятельности обучаемых, не накладываются ограничения, обусловленные сложившейся в вузе практикой планирования образовательного процесса. Принятие этого варианта будет означать, что преподавателю дается право, следуя общей логике проектирования ИТО, самому определить перечень, последовательность и продолжительность занятий, методы и формы используемые при этом, а также необходимую учебно-информационную базу. Спроектированную с учетом сказанного ИТО, отвечающую всем другим условиям дидактической задачи, можно рассматривать как образец, к которому следует стремиться.

Страницы: 1 2 3


Комплекс мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Красноярском крае
Анализ ситуации. Разделение полномочий по государственному управлению в сфере образования. С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов г ...

Методы и приемы организации нравственного воспитания дошкольников средствами народных обрядов и праздников
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждала, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Согласно это ...

Исследование социального общения подростков и пути их гармонизации
При изучении отношений подростков с окружением мною использовалась социально-педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru