Под мнемическим действием понимается “действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести”. Данное положение основано на утверждении, что “центральной функцией произвольного запоминания является не закрепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого предстоящим использованием, будущим”.
В работах В.Я.Ляудис выделены четыре мнемических действия:
1) ориентировка в материале, связанная с отношением элементов запоминаемого материала к опыту субъекта;
2) группировка материала на основе установленных свойств отдельных элементов;
3) установление внутригрупповых отношений между элементами материала, подлежащего запоминанию;
4) установление межгрупповых отношений (связей).
Наиболее полный состав мнемических действий выявлен в экспериментальных исследованиях В.Д.Шадрикова и его учеников. Ими выделены следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного запоминания или организованного заучивания:
1) группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.);
2) выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.);
3) план — совокупность опорных пунктов;
4) классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое; схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах; аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий; мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания; перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме; достраивание запоминаемого материала и привнесения нового в запоминаемое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам; серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве), ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности; повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.
Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном действии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию материала, связанную с новым, более углубленным его осмысливанием.
Воспроизведение — процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавания, или воспроизведения при опоре на восприятие; собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации сохраненного в памяти материала; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.
Психологические основы обучения английскому языку на среднем этапе обучения
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жиз ...
Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной технологии
образования с использованием тестирования
Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, мы приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватность ...
Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...