Орфограмма и наиболее познавательные признаки наиболее употребляемых орфограмм

Комплексная педагогика » Методическая система обучения орфографии в III-IV классах » Орфограмма и наиболее познавательные признаки наиболее употребляемых орфограмм

Страница 1

Для разработки методики работы по правописанию необходимо выделить и практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма. Обобщая существующие определения орфограммы, можно выделить следующие ее признаки: во-первых, орфограмма - это написание, требующее проверки; та буква, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда предполагается не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный) выбирает (Львов 1986:1). Таким образом, можно сделать вывод: орфограмма - это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не улавливается на слух.

Одним из основных направлений орфографической работы в начальных классах является работа по выявлению всех несовпадений звука и буквы, произношения и написания, т.е. выявление главного опознавательного признака орфограммы.

Первый опознавательный признак орфограмм- это несовпадение буквы и звука.

Второй опознавательный признак-это сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, звукосочетания, место звуков в словах буквы, буквосочетания ([а],[о],[и],[е];[б],[п]; стн/сн; жи,ши и др.)

Третий опознавательный признак орфограмм - это морфемы в словах (корень, приставка, суффикс) служебные слова (предлог/приставка)

Эти опознавательные признаки (расхождение между буквой и звуком, между произношением и написанием (1); «опасные» звуки, их выделение, прогнозирование орфограмм в них (3) пригодны для работы с большинством орфограмм.

Для того, чтобы у учителя, а вслед за ним и у учащихся сложилась четкая структура орфографических действий и своевременно охарактеризовать каждый тип орфограмм в курсе начальных классов, целесообразно названия орфографических тем и орфограмм и их опознавательных расположить в виде таблицы

Названия орфографических тем и орфограмм.

Природа орфограммы, основа ее проверки

Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные). Что распознают учащиеся

1. Безударные гласные в корне слова – проверяемые и непроверяемые.

Для проверяемых морфологический способ проверки; для непроверяемых – запоминание (традиционные написания).

а) безударность, отсутствие ударения; неясность звучания;

б) гласные [а] / [о], [е] / [и] как наиболее опасные;

в) место в слове: находится в корне слова.

2. Звонкие и глухие согласные - проверяемые и непроверяемые.

Для проверяемых - морфологический способ проверки; для непроверяемых - запоминание (традиционные написания).

а) Согласные, образующие пары по звонкости-глухости: [б] / [п], [г]/[к], [в]/[ф], [д]/[т], [з] / [с], /[ж]/[ш];

б) их место в слове:

в корне слова (с точки зрения морфологического состава),

в абсолютном конце слова или перед согласными (с точки зрения фонетического состава слова)

3. Непроизносимые согласные в корне слова. Морфологический способ проверки.

а) «Опасные» звукосочетания (буквосочетатания) - стн, здн или сн, зн в словах и др.;

б) место в слове: «опасное» сочетание находится в корне слова.

4. Разделительный ь. Правило графики - один из способов обозначения звука [й] и мягкости согласного перед ним.

Наличие звука [й] после мягкого согласного (нал'йу), наличие гласных букв я, е, ё, ю, и (точнее, гласных [а], [э], [о], [у], [и] после [й]).

5. Разделительный ъ.

Правило графики - один из способов обозначения [й]. Морфологический способ проверки.

а) Наличие звука [й] после согласного (падй'ом), наличие гласных букв я, е, ё (точнее, гласных [а], [э], [о] после [й]);

б)место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, в начале корня, т. е. на стыке приставки и корня.

6. Раздельное написание предлогов, слитное приставок.

Морфологический и частично синтаксический способ проверки; дифференцирующее написание; опора на значение текста

а) наличие какого звукосочетания (буквосочетания, которое может оказаться предлогом) приставкой; дети запоминают эти сочетания: по, на, до под, в и многие другие;

б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению.

7. Заглавная буква в именах, фамилиях, названиях городов и в прочих собственных именах существительных.

Дифференцирующие написания.

а) место в слове: первая буква;

б) значение слова: имя, фамилия, название города, реки, кличка животного и пр.

8. Заглавная буква в начале предложения. «Сигнал» его начала.

а) место в слове: первая буква;

б)место в предложении: первое слово.

9. Буквы и, у, а после шипящих согласных: сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Традиционные написания.

Наличие в слове сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу (они звучат: [жы, шы], [ч'а, щ'а], [ч'у, щ'у].

10. Мягкий знак ь на конце имен существительных после Шипящих.

Дифференцирующее написание (ь - различитель рода имен существительных).

а) Наличие на конце слова [ч'], [щ'] (всегда мягкие согласные) или [ж], [ш] (всегда твердые согласные);

б) часть речи: имя существительное;

в) род: мужской или женский.

11. -ться- и -тся- в глаголах. Морфологический способ проверки. Дифференциация грамматических значений при одинаковом звучании сочетания или даже целого слова

а) Звучание долгого [ц] с последующим редуцированным гласным ([ць]) в обоих вариантах: встерится - [фстр'эт'иць] и встретиться - тоже [фстр'эт'тць];

б) место орфограммы (сочетания): на конце слова;

в) часть речи: глагол (в предложении - сказуемое).

12. Правописание безударных гласных -е или –и в окончаниях имен существительных.

Морфологический способ проверки.

а) Место орфограммы: в окончании;

б) наличие безударных -е/-и в окончании;

в) часть речи: имя существительное.

13. Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его (орфограмма -ого).

Непроверяемое написание, усваивает-ся запоминанием.

Морфологический способ: выделение окончания.

а) Наличие сочетаний звуков: [овъ] в ударяемом варианте, [ъвъ], [ьвъ] в безударном варианте;

б) их место: на конце слова, в окончании;

в) часть речи: имя прилагательное.

14. Правописание окончаний имен прилагательных -ого/-егоь (роди-тельный падеж) и -ом/-ем (предложный падеж).

Морфологический способ проверки: выделение окончаний.

а) Место орфограммы: на конце слова, в окончании;

б)различие сочетаний [ъвъ] или [ьвъ], их безударность (имеется в виду безударный гласный перед [в]);

в) часть речи: имя прилагательное.

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений в настоящем и будущем времени: -е/-и в окончаниях 2-го и 3-го лица единственного числа, 1-го и 2-го лица множественного числа, -у/-а или -ю/-я в 3-м лице множественного числа.

Морфологический способ проверки.

а) Часть речи: глагол;

б) место орфограммы: в окончании; в) наличие знакомых («опасных») окончаний: -ишь/-ешь, -ит/-ет, -им/-ем, -ите/-ете, -ут/-ат, -ют/-ят; безударность гласных -и/-е, -у/-а в этих окончаниях;

г) настоящее или будущее время: не прошедшее - оно проверяется другим способом!

Страницы: 1 2


Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной ...

Сущность интеллектуальной готовности к школе, ее критерии
Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний я умений, возникновения и ...

Демонстрационные и компьютерные эксперименты при изучении атомной физики
Демонстрационный эксперимент должен являться основной составляющей экспериментального курса физики, как правило, все основные физические понятия должны демонстрироваться на опыте. Хороший демонстрационный опыт, проведенный во время теоретического изложения и отражающий физическое явление, позволяет ...

Теория обучения в высшей школе

Теория обучения в школе

Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.

Школьный интернет-сайт

Школьный интернет-сайт

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cerbas.ru