Базисный учебный план образовательных учреждений РФ является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств.
Учебный план – документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения; как правило, включает 3 части: график учебного процесса (периоды занятий, сессий, защиты работ); сводные данные по бюджету времени (продолжительность этих периодов); план учебного процесса (перечень дисциплин по часам, неделям, семестрам).
Учебная программа – нормативный документ, в котором определяются основные знания и умения по какому-л. учебному предмету, которые необходимо усвоить (в течение установленного промежутка времени). У. п. бывают: типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные. По способу построения различают концентрические У. п. (части учебного материала повторяются, но становятся все шире и сложнее) и линейные У. п. (части учебного материала изложены в логической последовательности).
Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Психологическая характеристика творческих способностей
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения. Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности - это индивидуаль ...
Социальное общение – фактор социализации личности
Для того чтобы узнать, каково социальное общение старшеклассников, в чем его суть, каковы контакты, протекание процесса конфликта и пути выхода из него, необходимо, прежде всего, определить, что такое общение, что оно формирует и к чему приводит? Общение является одной из составляющих процесса соци ...
Понятие «графический навык» и особенности его развития у детей старшего
дошкольного возраста
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком. Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей инт ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...