Но какому ремеслу надо учиться и учить? Прежде всего, постоянно полезному, которое не зависит от моды и не рассчитано только на праздных, богатых людей. Во взгляде на вещи Эмиль чужд предрассудка извращенных людей культуры. В обществе уважают искусства "как раз обратно их настоящей полезности". Напротив, Эмиль "все тела в природе и все труды человека должен ценить только по их видимому отношению к его пользе, безопасности, самосохранению Таким образом, железо должно быть в его глазах гораздо ценнее золота, а стекло - бриллианта. Точно также он гораздо более уважает башмачника, каменщика, чем Ламперера, ле-Блана и всех ювелиров Европы. Золотых дел мастера, резчики, позолотчики, золотошвеи, по его мнению, просто лентяи, забавляющиеся совершенно бесполезными вещами".
Соответственно этому взгляду, Эмиль сам себе выберет честное и полезное ремесло: "он никогда не захочет терять время на труд, лишенный всякой цены, а другой цены, кроме действительной пользы, вещи для нею не имеют". Первым и самым почтенным из всех искусств Руссо считает земледелие, за ним - кузнечное ремесло, далее - плотничье, и т.д., - в порядке сокращающиеся полезности. "Ребенок, не обольщенный грубыми предрассудками, будет судить точно так же".
Но, помимо полезности, Руссо указывает и другой критерий при выборе ремесла, - так сказать, психологического свойства. "Дайте мужчине ремесло, приличное его полу, а юноше - ремесло, приличное его возрасту". Ремесло должно соответствовать силе мужского пола и подвижности юношеского возраста. Как не стыдно, - замечает Руссо, - мужчинам присваивать себе те ремесла, которые исправляют женщины?! Равно, "всякое ремесло, принуждающее к неподвижности и сидячей жизни, изнеживающее и расслабляющее тело, не нравится юноше и не годится".
Должны быть и некоторые другие соображения при выборе ремесла, - соображения насчет образовательных свойств ремесла: насколько оно опрятно, насколько связано с промышленной изобретательностью и сообразительностью, т.е. насколько может развивать и в духовном отношении.
Всем указанным требованиям наиболее удовлетворяет столярное ремесло. "Оно опрятно, полезно, им можно заниматься дома; оно достаточно упражняет тело; оно требует от работника ловкости и промышленной изобретательности, а форма работ, определяемая пользой, не исключает изящества и вкуса" 3).
Особенности отдельных форм социальных отклонений
Рассмотрим различные формы социальных отклонений: 1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психо ...
Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с
внешней средой
В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в каждом конкретном случае так ...
Описание методики обучения математике в 3 классе с использованием
компьютерных развивающих игр
Для представления методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр мы основывались на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры, состоящей из следующих основных элементов: · целей и задач обучения; · содержания обучения; · фор ...
Задачи, стоящие перед высшей школой, требуют ее всестороннего совершенствования.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ...